ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Хрестоматия

АРТУР КЛАРК

ОБЕЗЬЯНА В НАШЕМ ДОМЕ

Даже саму идею бабушка считала ужасной: она еще помнила те времена, когда слугами в доме были люди.

- Если вы думаете, что я буду жить под одной крышей с обезьяной, вы глубоко ошибаетесь, - фыркнула она.

- Не будь такой старомодной,- парировала я.- Хоть бы что там было, Доркас - не обезьяна.

А кто же она или оно?

Я пролистала несколько страниц справочника Корпорации генной инженерии.

- Вот послушай, ба,- сказала я.- «Супермавпа (зарегистрированная фабричная марка) г-сапиенс - это разумное человекоподобное существо, выведена методом селекции и генетических видоизменений на основе рода шимпанзе...»

- А что я говорила! Обычная обезьяна.

- «...имеет вполне достаточный запас слов, чтобы понять самые простые распоряжения. Ее можно научить выполнять любую домашнюю или несложную физическую работу. Она смышленая, нежная, приучена к порядкам в доме и особенно доброжелательная к детям...»

- Дети! Или можно положиться на Джонни и Сьюзан в деле... с гориллой?

- В этом ты действительно имеешь права. Доркас дорога обезьяна, и если я узнаю, что эти маленькие вандалы обижают ее...

На счастье в этот момент в дверь позвонили.

- Подпишите, пожалуйста,- сказал доставщик.

Я подписала, и Доркас вошла в нашу жизнь.

- Здравствуй, Доркас,- поздоровалась я.- Надеюсь, тебе будет хорошо у нас.

Она пристально присмотрелась к меня своими большими печальными глазами из-под тяжелых бровей. Мне случалось видеть значительно уродливые представителей рода человеческого, однако Доркас, которая была примерно четыре фута в высоту и почти столько же в ширину, имела довольно-таки странный вид. В своей чистенькой форме она напоминала служанку из кинофильмов начале двадцатого столетия.

- Доброе утро, мэм,- произнесла она невнятно, но вполне понятно.

Доркас освоилась очень быстро. Она блестяще освоила обязанности домработницы и воспитательницы. Доркас была доброжелательная, добросовестная и никогда не спорила. Конечно, ей не хватало сообразительности, поэтому приходилось тщательно растолковывать суть некоторых работ, прежде чем она поймет, что надо выполнить.

Сначала я с трудом помнила, что Доркас не совсем человек, а потому не следует вдеть ее в женской болтовни. Если бы я позволила ей одеваться на свой вкус, она похожа на беглянку из нью-орлеанского карнавала. Дети обожали ее. Знаю, что говорят люди о Джонни и Сью, и, думаю, в этом есть доля истины. Ведь так трудно растить детей, когда их отец почти все время в отъезде.

Если имеете моясливість, никогда не выходите замуж за космонавтов: они зарабатывают немалые деньги, однако романтический ореол скоро исчезает.

Когда Эрик вернулся из поездки на Венеру, имея в запасе три недели отпуска, наша новая служанка фактически стала еще одним членом семьи. Эрик брал ее с собой на прогулки; в конце концов, ему случалось видеть значительно чудніших существ на других планетах. Он, конечно, упрекал меня, что это очень дорогое приобретение, и я заметила, что теперь буду вести светскую жизнь. А оно бурлило, несмотря на то, что наш Порт-Годдард был богом забытым островком посреди Тихого океана.

В каждом обществе должен быть великопанського полета дама, которой возмущаются и какую все-таки последуют все соперницы - неудачники. В Порт-Годдарді такой дамой была Кристина Суонсон, жена космодора службы межпланетных сообщений - об этом она никогда не давала нам забыть. Как только космический корабль приземлялся, она приглашала всех офицеров базы на прием до своего особняка, стилизованного под девятнадцатое столетие.

Она считала себя художницей и украсила все стены своей мазней. На Крістіниних вечеринках было довольно рискованно делать вежливые замечания относительно этих шедевров; опасность представлял собой ее метровой длины мундштук.

За время отсутствия Эрика из-под кисти Кристины появилась новая партия картин: она вступила в период «квадратизму».

- Понимаете, мои возлюбленные,- объясняла она,- старомодные удлиненные картины ужасно устарели и не отвечают требованиям жителей Космической Эпохи. Теперь не существует таких понятий, как верх или низ картины, следовательно, никакая действительно современная картина не должна иметь одну сторону длиннее другой. В идеале она должна выглядеть абсолютно одинаково, как бы вы ее повесили, и именно над этим я сейчас работаю.

- Это кажется логичным,- тактично заметил Эрик. (В конце концов, космодор - его шеф). Однако когда хозяйка удалилась, добавил: - Не знаю, повесила Кристина свои полотна по ту сторону, что надо, но уверен, что они повернуты лицевой стороной к стене.

Я согласилась, ведь до замужества училась несколько лет в художественной школе и считала себя в некотором роде знатоком дела. Если бы я была такая самоуверенная, как Кристина, мои картины имели бы большой успех, а не пылились в гараже.

- Знаешь, Эрик,- сказала я невинно,- я могла бы научить Доркас рисовать лучше.

Он засмеялся.

- Было бы интересно как-нибудь попробовать.

А потом я забыла об этом, пока Эрик снова отправился в космическое путешествие.

Повод нашего спора не имеет значения, она возникла из того, что мы с Кристиной отстаивали противоположные взгляды относительно путей развития общества. Как всегда, ее было сверху, а я ушла с вечеринки, злая и раздраженная. Первой, кого я увидела дома, была Доркас. Она разглядывала цветные иллюстрации в одном из еженедельников - и тут вспомнился Еріків шутку. Я сняла шляпу и сказала решительно:

- Доркас, пойдем в гараж. - Наскоро скомпоновав сякую - такую натуру, я сказала: - А теперь, Доркас, я буду учить тебя рисовать.

Мой замысел был прост, хоть и не совсем честный. Хотя обезьяны и раньше нередко разрисовывали красками полотно, ни одна из них не создала настоящего, композиционно правильно построенного произведения. Я была уверена, что Доркас не будет исключением.

Должен признаться, что я несколько разочаровалась. Хотя Доркас быстро ухватила суть замысла, ее исполнительское мастерство оказалась, мягко говоря, посредственной. Она никак не могла решить, какой рукой рисовать, и без конца переводила кисти туда-сюда. Поэтому мне пришлось почти все рисовать самой, а Доркас положила на холст лишь несколько мазков. Я не спешила: в таких делах нельзя действовать впопыхах. Через пару месяцев появился круг десятка полотен школы Доркас на тщательно выбранные темы. Здесь были пейзажи с лагуной, с нашим домом, полотно на тему впечатлений от ночного запуска космического корабля, пальмовая роща - вполне банальные вещи, которые, однако, не вызывают подозрения. Я не думаю, что Доркас, прежде чем появиться у нас, познавала окружающий мир за стенами лабораторий, в которых ее вырастили и воспитали.

Лучшие из этих полотен (а некоторые из них были действительно чего-то стоят) я повесила дома в самых заметных местах. Цель была достигнута: на смену восторженным вопросом слышались возгласы зди-тельное: «Не может быть!» - когда я скромно отрицала свое участие в работе.

Я также раздал несколько удачных рисунков, притворяясь, что считаю их не более чем курьезами, хотя и немного ревную.

- Я наняла Доркас, чтобы она работала для меня, а не для Музея современного искусства,- сказала я «в пылу». Я была ужасно осторожна и следила, чтобы не проводить никаких параллелей между картинами Доркас и Кристины: в этом можно было положиться на наших общих друзей. Когда Кристина пришла ко мне якобы обсудить наш спор «между двумя разумными существами», я поняла, что она проглотила крючок. Поэтому я элегантно капитулировала, когда мы чаевничали в гостиной под одним из самых выразительных полотен Доркас (полная луна восходит над лагуной, все холодное, голубое и таинственное - я очень гордилась этой картиной). Кристина и словом не обмолвилась ни о кар тина, ни о Доркас, однако по ее глазам я поняла все. На следующей неделе она без лишнего шума отменила запланированную выставку своих работ.

Азартные игроки говорят, что надо уметь красиво выйти из игры. Мне следовало бы знать, что Кристина так просто не покинет поля боя: сегодня или завтра пойдет в контрнаступление. Она выбрала для этого подходящий момент: дети были в школе, бабушка ушла в гости, а я направилась к торговому центру.

Через полчаса я вернулась домой, увидела на обочине ее машину и поняла, что случилась беда. Стоит мне было переступить порог, я поняла, что опоздала.

В доме царила абсолютная тишина - никаких признаков жизни. С плохими предчувствиями я прокралась на цыпочках через гостиную, столовую, кухню и вышла на задний двор. Двери гаража были открыты.

Это был момент горькой истины. Вивільнившись из-под моего влияния, Доркас выработала, наконец, свой стиль. Она рисовала быстро и уверенно, однако совсем не так, как я старательно учила ее. А что касается темы... Я была глубоко оскорблена, увидев карикатуру, которую со скрытой наслаждением рассматривала Кристина. После всего, что я сделала для Доркас, это была наглая неблагодарность. Конечно, теперь я знаю, что Доркас сделала это не умышленно, а с целью самовыражения. Психологи и критики, которые составили эту бессмысленную программу ее персональной выставки в музее Гугенгейма, отмечают, что портреты Доркас проливают свет на отношения людей и животных, а также впервые позволяют посмотреть на род человеческий под другим углом зрения.

Однако не только сюжет картины вывел меня из равновесия: не давала покоя мысль, что я напрасно теряла время, совершенствуя его технику и манеру письма. Ведь она пренебрегала всеми моими советами, когда неподвижно сидела перед мольбертом, скрестив руки на груди.

Даже тогда, в начале ее самостоятельного творческого пути, было до боли очевидно, что в каждой из ловких ног Доркас несравненно больше таланта, чем у меня в обеих руках.

Перевел с английского В. НОСЕНКО