ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Классический реализм и его художественная специфика

Если романтизм начинался с теории, то пути становления классического реализма были другими. Сам термин (от лат. «телесный», «конкретный», «материальный», «вещевой») возникнет лишь в конце XIX в., тогда когда реализм уже достигнет вершин своего развития.

Великие реалисты XIX в. (Стендаль, Бальзак, Диккенс, Теккерей) реалистами себя не называли. Существует проблема, связанная с временем появления реализма. Когда он появился? И можно ли считать первобытное искусство реалистичным, ведь изображения диких животных, которые археологи находят в пещерах, безусловно, можно признать телесными, такими, подражающие природе. Можно античное искусство считать реалистичным? Ведь оно изображало человека и природу, не пренебрегая реальными пропорциями, сосредоточено именно на телесном изображении человека. Или можно время появления реализма считать эпоху Ренессанса, когда перед художниками встал выбор: каким путем идти - путем средневековой аллегории или путем «естественного», «телесного» изображение мира? Ведь говорить о определенное направление в искусстве можно только тогда, когда он усвідомлює. себя как направление, т.е. имеет альтернативу. Альтернатива появилась во времена Ренессанса, предшествующие художественные течения ее не знали. Поэтому большинство исследователей считают временем появления реализма все же ренессансную эпоху. Независимо от времени появления, реализм XIX в. является этапом общемирового развития реализма.

Реалист Стендаль считал себя романтиком и вообще не осознавал собственное искусство как нечто отделенное от романтизма. Бальзак понимал своеобразие стендалівської и своего творчества и в «Этюде о Бейля» охарактеризовал ее как «эклектичную». Он разделял развитие французской литературы на «литературу идей» (классицизм, просветительский реализм), «литературу образов» (романтизм) и «литературу эклектики» («тот, кто выбирает»). Бальзак утверждал, что он позаимствую*; в предшественников то, что ему нравится: от Мольера в его творчестве пришел «маниакальный характер», от Вальтера Скотта - принцип изображения жизни простых людей на фоне мощного развития истории. Диккенс, особенно на раннем этапе своего творчества, настолько прочно был связан с романтическими приемами изображения, что, например, Теккерей не признавал творчество Диккенса реалистичной. Хотя писатели классического этапа развития реализма и не признавали себя реалистами, это не означает, что реализм не развивался. В 10-20 гг. реализм начал вызревать в недрах романтизма, а в 30-40 гг. он уже существовал как отдельное направление.

Классический реализм имеет уникальную черту: он поднимается над своими создателями и оставляет их далеко позади. Роялист Бальзак не является таковым в своих романах, защитник патриархальных ценностей Л. Толстой не мог объяснить собственной моральной позиции при создании романа «Анна Каренина». И это потому, что романы Бальзака, Толстого, Достоевского говорят не только от имени Бальзака, Толстого, Достоевского, они говорят от имени Природы, Космоса, Вселенной. Образы великих реалистов развиваются автономно, часто не подчиняясь свои создателям. Оставляя конкретные произведения, они приобретают силу вечных спутников человечества. В повести «Поиски Абсолюта» (1834) Бальзак утверждает: «С какой стороны не начинай, все связано, переплетенным одно с другим. Причина заставляет догадываться о последствиях, и всякий следствие позволяет подниматься до причины». Классический реализм не случайно вырос из «физиологического очерка». Он рассматривает мир как единый, живой организм, в котором все связано друг с другом, и состояние одной части влияет на состояние другого.

Мир романов Бальзака, Диккенса, Толстого полон вещей, которые представляют своих обладателей, отражают их суть. Первостепенное значение реалисты оказывали также архитектуре и интерьеру жилья. Гоголевские Собакевич и Манилов, бальзаковский Гобсек, Диккенса Домби становятся единым целым со своими вещами. Правда, в классическом реализме так было не всегда: у Стендаля детали быта обозначены весьма скупо. Он сосредотачивается на внутреннем мире героя, на его личности, через которую отражается эпоха. Лермонтов пытался «через историю души отразить историю целого народа». То же самое можно сказать о Стендаля.

Существует распространенное определение реализма как изображения «типичных личностей в типичных обстоятельствах» (Энгельс), и эта мысль кажется правильной, хотя в некоторой степени упрощенной. Но важен еще такой момент: писатель изображает типичные черты своего времени за типичных представителей общества и демонстрирует нам этих типичных представителей. Однако его собственное отношение к ним далеко не всегда можно определить наверняка. Яркий пример - «Госпожа Бовари» Флобера, который считал, что писатель должен «в каждом атоме, в каждом образе чувствовать бесконечную и скрытую бесстрастие».

Авторское невмешательство имеет прямую связь с «саморухом», «саморазвитием», с «автономным существованием» образов, оно создает предельную «жизненность» созданных картин. Здесь можно вспомнить Стендаля, который по-своему осмыслил шекспировскую требованию «mirror up to nature» («держать зеркало перед природой»). Стендаль считал, что зеркало перед природой держать надо, но каким образом? Ведь тот, кто держит, может вернуть его под тем углом, который ему нравится, и объективность таким образом исчезнет. Стендаль сравнивал Писателя с путешественником, который идет по дороге жизни, а за спиной несет зеркало. Путешественник не видит отражения и не может им управлять, так достигается правда в искусстве.

Направленность писателей-реалистов на изображение правды жизни не означает отказа от фантастики, гиперболизации, мономании характеров. «Я нахожусь в лучшем положении, чем историки, - я свободнее их», - утверждал Бальзак. Художник всегда И свободнее ученых, потому что он может отмечать реальные тенденции, которые существуют в обществе, через фантастические образы или через нагострення отдельных черт. Искусство всегда преображает жизнь, делает его сценическим, панорамным и т. д. Но творчество реалиста всегда сохраняет черту, которая отличает ее от творчества романтика, реалист всегда объективирует творческий процесс, в отличие от романтика, который показывает собственное, субъективное видение мира. Поэтому ведущей формой творчества романтиков стала поэзия, а ведущей формой реалистов - роман как «эпос нового времени».

Длительное время реализм XIX в. определяли как «критический». С одной стороны, из-за притяжения корифеев реализма к анализу общества (слово «критический» в переводе с греческого означает «разобран на части», по значению оно близко к слову «анализ»), а с другой - через осудне окраску творчества великих реалистов. Действительно, Бальзак, Диккенс, Теккерей рисовали мир, в котором герои пренебрегли честью, совестью, человеческим достоинством, в котором дружба, любовь, верность, даже родственные связи, мало что значили, где всем заправляли деньги, страсть к наживе, к владения имуществом, к власти над себе подобными, где «продажа тела» и «продажа интеллекта» приобрели значение своеобраВНОго культа, где иллюзии терялись и жизнь жестоко ломало наивных мечтателей, пока они не погибали или не превращались в эгоистов, на подобие Растіньяка.

Но творчество Бальзака, Стендаля, Мериме, Диккенса, Теккерея критическим началом не исчерпывается. Например, Бальзак считал свои романы миром, «лучшим» за мир реальный. Стендаль влюблялся в созданные им «итальянские характеры», а Диккенс наряду с ужасом работных домов изображал волшебную патриархальную Англию, уютную и полную чудаков. Поэтому для определения реализма XIX в. в последнее время больше используют термин «классический» (от лат. «образцовый», «первоклассный»). Реализм XIX в. предоставил произведениям искусства такой художественной силы, с которой можно сравнить лишь искусство титанов Ренессанса. Он вобрал в себя творческие достижения предыдущих этапов развития реализма, обогатился достижениями искусства романтизма, модифицировав их по-своему, он предоставил огромное количество приемов изображения мира и, фактически, обобщил предыдущие этапы развития искусства.

Подводя итоги, можно сказать: каждый художник классического реализма творил свой собственный художественный мир, но всех их объединяет ряд общих черт, а именно:

• историзм (осознание неповторимости определенной исторической эпохи, изображения личности на фоне движения истории);

• социальный анализ, который часто проводился через показ взаимодействия типичных личностей с типичными обстоятельствами; «саморазвитие» характеров, самостоятельное движение действия, автономное существование образов;

• показ мира как непростой, но единства, как противоречивой целостности.

Это интересно!

Отцом классического реализма считают «физиологический очерк». Этот публицистический жанр был распространен в различных странах в конце XVIII - начале XIX вв. В Англии Стил и Аддисон издавали журнал «Болтун», который расходился в разных странах. Например, в начале XIX в. его получали почти все известные русские писатели и поэты. «Говорун» был популярным в среде образованных людей во Франции, Германии, доходил он и до скандинавских стран. Стил и Аддисон принимали какое-либо событие из реальной жизни (чаще всего это был какой-то уголовное преступление) и интерпретировали ее в моральном духе. Во французской прессе были очень популярными похожие очерки Бретона. Именно во Франции «физиологический очерк» получил свое название..

Другим источником развития классического реализма стал социальный роман, который вызрел в недрах романтического искусства (творчество Гюго, Жорж Санд) и вобрал в себя многие достижения В.Скотта. То есть схему возникновения классического реализма условно можно определить так: романтический историзм Скотта синтезировался с достижениями «физиологического очерка» в единый принцип изображения, который показал судьбу человека на фоне истории, раскрыл И тайные связи между внутренним духовным миром отдельного человека и окружающей средой.

Условно классический реализм можно определить, как наследника реализма просветительского, но наследника, обогащенного достижениями художественно - психологическими, которые начали вызревать еще в недрах ренессансного реализма и приобрели особенно глубокого развития в литературе романтизма. Но если романтиков интересовали преимущественно аномальные психические явления, то реалисты раскрыли психологию обычного, типичного человека.