ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература 7 класс

ЛИТЕРАТУРНАЯ БАЛЛАДА В НАЧАЛЕ XIX ст.

 

АДАМ МИЦКЕВИЧ (1798-1855)

 

АЛЬПУХАРА

 

Поселка мавров в тьме, в руинах,

Гибнет их народ в безпораді.

Борются до сих пор гренадські твердыни,

Но чума в Гренаде.

Лишь в Альпухарі, залігши в окопы,

Бьется отряд Альманзора, -

И осадили храбрых испанцы,

Ждет или смерть, или смирение.

На рассвете трубы к бою заиграли,

Битва гремит на рассвете,

На мінаретах кресты засверкали -

Взята крепость последнюю.

Сам Альманзор, как увидел, что силы

Больше нет в обороне,

Смело прорвавшись сквозь врага стрелы,

Убежал от страшной погони.

Пир между трупов начался в испанцев

На альпухарських руинах.

Добыча паюють, поділюють пленников,

Пьют, утопая в винах.

Вдруг надворная сторожа доносит:

Рыцарь, что имя не знать,

С барином старшим свидание просит,

Пристальное имеет что сказать.

То Альманзор был, король мусульманский.

Бросив безопасный тайник,

Сам он отдается в руки испанские,

Раб их и их друг сердечный.

«Я до испанского, - говорит, - порога

Стал с поклоном глубоким,

Свой буду молиться Богу,

Верить вашим пророкам.

Хочу, чтобы слава по миру настала,

Как мавританець избит

Стал своим победителям за вассала,

Братом младшим служить».

Как поэт описывает исходную ситуацию? Как он усиливает впечатление драматичности событий?

• Будущее воинов известно заранее. На чьей стороне поэт?

• Рассказ о битве звучит поэтично и обраВНО. Благодаря каким художественным средствам?

• Впечатление от действий испанской армии отрицательное. Как поэт усиливает его?

• Является ожидаемой такое поведение короля? Какие противоречия заметны в тексте речи?

• Это - слова короля. Можно ли им доверять?

Почет испанцы до смелых имеют.

Как Альманзора узнали -

Вождь обнял его, другие приветствуют,

Вторая словно встречали.

Всех Альманзор по очереди обнимает,

Руки сжимая учтиво,

И крепко вождя прижимает,

В губы целует сердечно.

Вдруг ослаб он, на камень пола

Упал, побліднілий из беспамятства,

Но чалму победителю под ноги

Хилыми стелит руками.

Глянул вокруг - все удивляются чудом:

Синью взялись ему лица,

Смехом уста зазміїлись ужасным,

Исполнились кровью зрачки.

«Гляньте, гяури! Я горд и рад,

Что отплатил вам сразу.

Я обманул вас: пришел я из Гренады,

В дар вам принеся заразу.

Так! Поцелуем своим вам в душу

Смертной влил я яда.

Гляньте - в муках умирать я должен, -

Вам таких мучений не миновать!»

Руки вперед протягивает удалой,

Словно сжатием смертельным

Хочет испанцев всех заковать,

Смехом смеется адским.

• Какое слово в тексте подсказывает, что не следует слишком доверять искренности объятий?

• Как с вер ся король до испанцев? Какие чувства на самом деле испытывает к врагам?

• Какими словами герой встречает свою смерть? Что дает ему удовольствие в момент смерти?

• Найди сравнения. Как поэт истолковывает поступки короля?

• Совместимы смерть и смех? На что похожа чума? Что объединило чуму и воина ?

• Во времена Средневековья болезни, в частности чума, забирали тысячи жизней людей, независимо от возраста, достатка и положения в обществе. Какая сцена наиболее отчетливо отражает безжалостность смерти, ее всевластие?

 

Брейгель. Триумф смерти

Умер, смеясь. Еще дрожали веки

Темных глаз обледенелых.

Смех тот страшный остался навеки

В чертах его помертвевших.

Прытко испанцы бегут, как от казни!

Вслед им - чума чернокрылая,

Ни один не вышел из гор Альпухари,

Всех язва скосила.

Перевод с польского М. Рыльского

Антитеза (греч.) - сопоставление слов или словосочетаний, противоположных по смыслу.

Вопросы и задания

Наблюдения

Выразительно прочитайте балладу «Альпухара». Обрати внимание на художественное переосмысление исторической основы произведения.

Вокруг каких событий строится сюжет? В каких строфах больше повествования о событиях, в каких описаний? Как они между собой перемежающиеся?

Анализ

Признаки баллады

Найди в тексте антитезы, эпитеты, метафоры. Какую роль играют эти художественные средства в создании образов баллады? Выпиши эпитеты, которые характеризуют Альманзора. Поэт создает физический или моральный портрет этого героя?

Какими художественными средствами создаются психологические характеристики образов (вспомни сцены, где говорится о нелицеприятном поведении обреченных испанцев и др.)?

Рассмотри таблицу, перенеси ее в тетрадь и заполни, найдя соответствующие примеры.

Метафора (греч.) - раскрытие сути явления или предмета за счет переноса их рис на другие на основе сходства или контрастности.

Художественные

Сочинение средства

Антитеза

Эпитет

Метафора

Песня о вещем Олеге

 

 

 

Вересковый напиток

 

 

 

Альпухара

 

 

 

Развитие речи

Эпитет (греч.) - слово, что подчеркивает характерную черту или качество предмета, явления, человека и т.д., придает им дополнительной эмоциональной окраски. Чаще всего это - прилагательное.

Как в тексте подчеркивается сила духа Альманзора - мусульманского короля?

Выскажи свое мнение о пагубности и трагичности последствий войны для ее участников. Аргументируй свое суждение примерами и цитатами из текста.

Работа в группах. Мини-театр.

Выберите отрывок из баллады. Предложите две-три возможные интонации для воспроизведения настроения. Выберите лучший вариант. Определите, какая мелодия может сопровождать чтение текста. Прочитайте текст в сопровождении музыки.

Соревнования двух команд. «Я расскажу вам историю»

• Создайте героическую песню (былину, балладу), в которой все начинается поздним зимним вечером, когда за окном завывает метель. Побеждает та группа, в которой описание более поэтический.

• Какова основная мысль баллады «Альпухара»?

• Что такое литературная баллада?

Обобщение

Нить Ариадны

Поэтическое повествование о героических приключениях, которые происходят на фоне исторических и легендарных событий, имеет эпический характер. В Европе Средних веков она известна как «песня деяний», что воспевает поступки известных в истории персонажей. В России и Украине это - былина.

Былина связана с легендарной историей Киевской Руси. Среди многих других тем выделяется защиту родной земли от иностранца, иноверца, кочевника. Один из героев - киевский князь. Однако он появляется только в одном-двух эпизодах и не играет главной роли.

Героическая песня характеризуется гиперболизацией (преувеличением) действительности. Эпический герой - былинный богатырь. Это необыкновенный персонаж, что имеет «билинну», то есть сверхчеловеческую силу и воплощает народные представления о мужество, мудрость, справедливость, честь, законность, щедрость. В характеристике героя часто употребляется как постоянный эпитет (добрый, мудрый, верный), которым обозначаются его поступки.

В героических песнях описание пространства тоже гиперболизируется. Равнины, поля, реки, горы кажутся величественными, под стать богатырю. Небо, солнце, звезды сопровождают его в походе так же, как и величественные силы природы (грозы, ливни, бури).

Эпичность достигается применением гипербол (преувеличений), анафор (повторение отдельных слов).

Баллада принадлежит к числу тех произведений, в которых сочетаются эпическое и лирическое. От эпоса в ней - сюжет, от лирики - эмоциональность и напряженность повествования. Баллада родилась в устной форме и оставалась такой довольно долго. Это означает, что одновременно существовало несколько вариантов одного текста. В Средние века баллада приобретает устоявшегося вида. Появляются первые известные поэты, которые пишут баллады. Основные темы поэзии - жизнь, смерть, природа.

Баллада считается утонченной поэзией, потому что имеет собственные законы построения. В каждой строфе баллады должно быть 8 строк. Рифмуются первый - третий, второй - четвертый строки (абаб) или первый - второй, третий - четвертый строки (аабб).

«Ну что бы, казалось, слова...»

Что, казалось бы, объединяет в один раздел былину и балладу? Фольклорная основа, народное представление о красоте и достоинстве человеческих поступков, любовь к ближнему? Да, но их объединяет и представление о жизни как высшую ценность, присуще любому народу, уверенность в уважении к ближнему.

Давай подумаем вместе: что такое героизм? Нужен ли он в наши дни? Каким должен быть патриот? Что такое Родина? Что порождает в человеке чувство принадлежности к одному народу?