ЛИТЕРАТУРНАЯ БАЛЛАДА В НАЧАЛЕ XIX ст.
АДАМ МИЦКЕВИЧ (1798-1855)
АЛЬПУХАРА
Поселка мавров в тьме, в руинах,
Гибнет их народ в безпораді.
Борются до сих пор гренадські твердыни,
Но чума в Гренаде.
Лишь в Альпухарі, залігши в окопы,
Бьется отряд Альманзора, -
И осадили храбрых испанцы,
Ждет или смерть, или смирение.
На рассвете трубы к бою заиграли,
Битва гремит на рассвете,
На мінаретах кресты засверкали -
Взята крепость последнюю.
Сам Альманзор, как увидел, что силы
Больше нет в обороне,
Смело прорвавшись сквозь врага стрелы,
Убежал от страшной погони.
Пир между трупов начался в испанцев
На альпухарських руинах.
Добыча паюють, поділюють пленников,
Пьют, утопая в винах.
Вдруг надворная сторожа доносит:
Рыцарь, что имя не знать,
С барином старшим свидание просит,
Пристальное имеет что сказать.
То Альманзор был, король мусульманский.
Бросив безопасный тайник,
Сам он отдается в руки испанские,
Раб их и их друг сердечный.
«Я до испанского, - говорит, - порога
Стал с поклоном глубоким,
Свой буду молиться Богу,
Верить вашим пророкам.
Хочу, чтобы слава по миру настала,
Как мавританець избит
Стал своим победителям за вассала,
Братом младшим служить».
• Как поэт описывает исходную ситуацию? Как он усиливает впечатление драматичности событий?
• Будущее воинов известно заранее. На чьей стороне поэт?
• Рассказ о битве звучит поэтично и обраВНО. Благодаря каким художественным средствам?
• Впечатление от действий испанской армии отрицательное. Как поэт усиливает его?
• Является ожидаемой такое поведение короля? Какие противоречия заметны в тексте речи?
• Это - слова короля. Можно ли им доверять?
Почет испанцы до смелых имеют.
Как Альманзора узнали -
Вождь обнял его, другие приветствуют,
Вторая словно встречали.
Всех Альманзор по очереди обнимает,
Руки сжимая учтиво,
И крепко вождя прижимает,
В губы целует сердечно.
Вдруг ослаб он, на камень пола
Упал, побліднілий из беспамятства,
Но чалму победителю под ноги
Хилыми стелит руками.
Глянул вокруг - все удивляются чудом:
Синью взялись ему лица,
Смехом уста зазміїлись ужасным,
Исполнились кровью зрачки.
«Гляньте, гяури! Я горд и рад,
Что отплатил вам сразу.
Я обманул вас: пришел я из Гренады,
В дар вам принеся заразу.
Так! Поцелуем своим вам в душу
Смертной влил я яда.
Гляньте - в муках умирать я должен, -
Вам таких мучений не миновать!»
Руки вперед протягивает удалой,
Словно сжатием смертельным
Хочет испанцев всех заковать,
Смехом смеется адским.
• Какое слово в тексте подсказывает, что не следует слишком доверять искренности объятий?
• Как с вер ся король до испанцев? Какие чувства на самом деле испытывает к врагам?
• Какими словами герой встречает свою смерть? Что дает ему удовольствие в момент смерти?
• Найди сравнения. Как поэт истолковывает поступки короля?
• Совместимы смерть и смех? На что похожа чума? Что объединило чуму и воина ?
• Во времена Средневековья болезни, в частности чума, забирали тысячи жизней людей, независимо от возраста, достатка и положения в обществе. Какая сцена наиболее отчетливо отражает безжалостность смерти, ее всевластие?
Брейгель. Триумф смерти
Умер, смеясь. Еще дрожали веки
Темных глаз обледенелых.
Смех тот страшный остался навеки
В чертах его помертвевших.
Прытко испанцы бегут, как от казни!
Вслед им - чума чернокрылая,
Ни один не вышел из гор Альпухари,
Всех язва скосила.
Перевод с польского М. Рыльского
Антитеза (греч.) - сопоставление слов или словосочетаний, противоположных по смыслу.
Вопросы и задания
Наблюдения
Выразительно прочитайте балладу «Альпухара». Обрати внимание на художественное переосмысление исторической основы произведения.
Вокруг каких событий строится сюжет? В каких строфах больше повествования о событиях, в каких описаний? Как они между собой перемежающиеся?
Анализ
Признаки баллады
Найди в тексте антитезы, эпитеты, метафоры. Какую роль играют эти художественные средства в создании образов баллады? Выпиши эпитеты, которые характеризуют Альманзора. Поэт создает физический или моральный портрет этого героя?
Какими художественными средствами создаются психологические характеристики образов (вспомни сцены, где говорится о нелицеприятном поведении обреченных испанцев и др.)?
Рассмотри таблицу, перенеси ее в тетрадь и заполни, найдя соответствующие примеры.
Метафора (греч.) - раскрытие сути явления или предмета за счет переноса их рис на другие на основе сходства или контрастности.
Художественные
Сочинение средства |
Антитеза |
Эпитет |
Метафора |
Песня о вещем Олеге |
|
|
|
Вересковый напиток |
|
|
|
Альпухара |
|
|
|
Развитие речи
Эпитет (греч.) - слово, что подчеркивает характерную черту или качество предмета, явления, человека и т.д., придает им дополнительной эмоциональной окраски. Чаще всего это - прилагательное.
Как в тексте подчеркивается сила духа Альманзора - мусульманского короля?
Выскажи свое мнение о пагубности и трагичности последствий войны для ее участников. Аргументируй свое суждение примерами и цитатами из текста.
Работа в группах. Мини-театр.
Выберите отрывок из баллады. Предложите две-три возможные интонации для воспроизведения настроения. Выберите лучший вариант. Определите, какая мелодия может сопровождать чтение текста. Прочитайте текст в сопровождении музыки.
Соревнования двух команд. «Я расскажу вам историю»
• Создайте героическую песню (былину, балладу), в которой все начинается поздним зимним вечером, когда за окном завывает метель. Побеждает та группа, в которой описание более поэтический.
• Какова основная мысль баллады «Альпухара»?
• Что такое литературная баллада?
Обобщение
Нить Ариадны
Поэтическое повествование о героических приключениях, которые происходят на фоне исторических и легендарных событий, имеет эпический характер. В Европе Средних веков она известна как «песня деяний», что воспевает поступки известных в истории персонажей. В России и Украине это - былина.
Былина связана с легендарной историей Киевской Руси. Среди многих других тем выделяется защиту родной земли от иностранца, иноверца, кочевника. Один из героев - киевский князь. Однако он появляется только в одном-двух эпизодах и не играет главной роли.
Героическая песня характеризуется гиперболизацией (преувеличением) действительности. Эпический герой - былинный богатырь. Это необыкновенный персонаж, что имеет «билинну», то есть сверхчеловеческую силу и воплощает народные представления о мужество, мудрость, справедливость, честь, законность, щедрость. В характеристике героя часто употребляется как постоянный эпитет (добрый, мудрый, верный), которым обозначаются его поступки.
В героических песнях описание пространства тоже гиперболизируется. Равнины, поля, реки, горы кажутся величественными, под стать богатырю. Небо, солнце, звезды сопровождают его в походе так же, как и величественные силы природы (грозы, ливни, бури).
Эпичность достигается применением гипербол (преувеличений), анафор (повторение отдельных слов).
Баллада принадлежит к числу тех произведений, в которых сочетаются эпическое и лирическое. От эпоса в ней - сюжет, от лирики - эмоциональность и напряженность повествования. Баллада родилась в устной форме и оставалась такой довольно долго. Это означает, что одновременно существовало несколько вариантов одного текста. В Средние века баллада приобретает устоявшегося вида. Появляются первые известные поэты, которые пишут баллады. Основные темы поэзии - жизнь, смерть, природа.
Баллада считается утонченной поэзией, потому что имеет собственные законы построения. В каждой строфе баллады должно быть 8 строк. Рифмуются первый - третий, второй - четвертый строки (абаб) или первый - второй, третий - четвертый строки (аабб).
«Ну что бы, казалось, слова...»
Что, казалось бы, объединяет в один раздел былину и балладу? Фольклорная основа, народное представление о красоте и достоинстве человеческих поступков, любовь к ближнему? Да, но их объединяет и представление о жизни как высшую ценность, присуще любому народу, уверенность в уважении к ближнему.
Давай подумаем вместе: что такое героизм? Нужен ли он в наши дни? Каким должен быть патриот? Что такое Родина? Что порождает в человеке чувство принадлежности к одному народу?