10 класс
ВСТУПЛЕНИЕ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
Ф. ДОСТОЕВСКИЙ, Л. ТОЛСТОЙ
ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ
Развенчание теории агрессивного индивидуализма («тварь дрожащая или право имею») в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
В романе «Преступление и наказание» писатель глубоко проникает в душу преступника и за идеей убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел, убийства по зову совести, открывает самую страшную и самую важную для него идею - «идею Наполеона», идею власти ради власти, идею, что разделяет человечество на две неравные части: большинство - «тварь дрожащая» и меньшинство - «властелины, которые от рождения призваны руководить большинством, стоять вне закона и имеющие право, как Наполеон, во имя поставленной цели переступать через него, нарушать Божий закон».
Именно «идея Наполеона» толкнула интеллигента Раскольникова на страшный поступок: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - он хочет выяснить, убивая старуху-процентщицу (правда, были и материальные причины - потребность в деньгах, чтобы спасти сестру от позорного брака, мать от попрошайничества). И несмотря на то, что все складывается в его пользу - доказательств против него нет, другой берет вину Раскольникова на себя, сам Родион в своей теории не сомневается, - герой не имеет покоя. Казалось бы, подумать, хотя бы «краешком мысли», какие шаги следует сделать, используя украденные деньги, чтобы потом стать благодетелем человечества. Конечно же, не сейчас, а когда-нибудь...
Но что-то мешает Раскольникову спокойно жить. Что именно? То, что он, «как будто ножницами»отрезал себя от людей. Человеческая натура героя не воспринимает этого отчуждения. Оказывается, человек Не может жить без общения, даже такая гордая, как Раскольников. Поэтому душевная борьба становится все напряженнее и запутаннее. Родион, как и раньше, верит в правильность своей идеи, презирает себя за слабость, за бездарность, называет себя подлым.
Согласно этой теории, герой должен отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть и убивать тех, кого любит. Он не может с этим согласиться. Ему невыносима мысль, что его идея имеет нечто общее с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, но одновременно понимает, что не имеет права на эту ненависть.
В конце романа Достоевский через сон Раскольникова показывает картину будущего мира, если бы в нем царила идея индивидуализма, идея разделения людей на «высших» и «низших». Эта картина страшная: «...Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем одном заключается истина... Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром... Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе... Все и все погибало...». Писатель предостерегает человечество от опасности увлечения идеями, в основе которых лежит индивидуализм. Он показывает, какую большую власть над людьми может иметь идея и какой страшной, преступной может быть эта идея быть.
Опыт человечества, накопленный в XX и XXI веках - безоговорочное доказательство того, что писатель был прав.