ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

От романтизма к реализму

XIX век называют «веком истории», и неслучайно - именно в это время происходят огромные социальные изменения, которые, безусловно, отразились на ходе литературного процесса: Великая Французская революция разрушила феодальный мир, создала духовные условия для возникновения общества буржуаВНОй демократии, и хотя просветителей-рационалистов XVIII в. был обвинен в кровавых ужасах якобинского террора, все равно - европейское общество пошло по пути развития рациональной культуры, о чем ярко свидетельствует расцвет рационально-экспериментальной науки XIX в.

Яркой приметой литературы XIX в. является также выявление национального своеобразия отдельных стран, в том числе и США. Формирование Европейских наций подошло к своей финальной стадии, до своего максимального обострения. Если в предыдущие эпохи развития европейских литератур интеллектуалы Европы скорее осмысливали себя как своеобразную интеллектуальную нацию» среди раВНОродного, но неразумного народа, то теперь писатели отождествляют себя с своеобраВНОй культурой своей родины, оценивают как неповторимую. Однако осознание национальной самобытности не означает национального обособления. Различные европейские культуры вступают в живой процесс взаимодействия, начинают осмысливать неповторимость друг друга, взаимно обогащаются.

Для литературы XIX века характерны два глобальных литературных направления: романтизм и классический реализм. Эти два направления развивались практически параллельно, постоянно взаимодействовали, обогащали друг друга. Романтизм считается «старшим» за классический реализм, поскольку романтики раньше, чем реалисты, получили собственную эстетическую теорию, что сначала возник в Германии (Єнський и Гейдельбергский университеты), а затем распространилось на весь мир.

Произошло это в 90-х pp. XVIII - 10-х pp. XIX ст. Реализм же длительное время себя не осознавал. Сам термин вошел в арсенал литературоведения лишь в конце XIX в., тогда, когда направление уже оформился. Стендаль считал себя романтиком, Бальзак - эклектиком.

Формирование французского романтизма связано с важными историческими событиями, которые происходили во Франции в XIX в. Июльская революция 1830 г. приобрела значение решающей литературной вехи. Гюго писал: «Когда-нибудь июль 1830 года будет признано датой на столько же литературной, как и политической». Три дня на баррикадах бились мелкие буржуа, ремесленники, рабочие, студенты, однако победу над режимом Реставрации использовали крупные буржуа и банкиры. Стендаль сказал о результатах революции 1830 г.: «Банк стал во главе государства». Страной начал править «король банкиров» Луи-Филипп. Но в дальнейшем оказалось: буржуа стали другими. Если во время Великой Французской революции конца XVIII в. весь простой народ в целом отстаивал право на достоинство, то теперь он расслоился на бедных и богатых. Удовлетворение интересов одной половины неизбежно вело к угнетению другого. Страна двигалась к революции 1848 г.

Период 1830-1848 гг. был чрезвычайно интересным с точки зрения развития литературы. Недовольство большей части населения результатам 11 революции 1830 г. вылилось на страницы прессы (ведь после 1830 она, наконец, стала свободной). Журнал «Карикатура», где работали знаменитые художники III. Філіпон и О. Домье, создал сатирический символ «банкирского правления». Им стала груша. Ведь голова Луи-Филиппа напоминала именно этот плод. Там же возник образ Свободы, простой женщины по имени Франсуаза Либерте (Свободная Франция). Именно ее изобразил Е. На известной картине Делакруа «Свобода на баррикадах» (1831).

Журналистика начинает осознавать себя «четвертой властью». Журналисты, писатели, поэты безжалостно ругают новый режим. Народный поэт П. Ж. Беранже со страниц прессы высмеивает своих друзей, с которыми когда-то вместе сражался на баррикадах. Теперь они стали министрами и превратились в новых угнетателей народа.

Реализм развивался во Франции параллельно с романтизмом. Разные направления не отрицали, а взаимно обогащали друг друга.

Одним из основных источников развития французского реализма стали так называемые «физиологии»: портреты лавочника, ремесленника и т. д., с детали, ими описаниями кварталов, где они жили. Физиологии создавались наподобие биологических описаний животных. Писатели использовали достижения романтиков, которые открыли явление колорита (неповторимости, живописности, оригинальности изображения). Они передавали специфические черты, которые были присущи определенной социальной персон и и месту ее проживания. «Физиологии» имели большое влияние на становление реализма Бальзака.

Еще одним, возможно, самым могущественным влиянием было влияние естественных наук, которые приобрели в середине XIX века особое значение. Теории Э. и И. Жоффруа Сент-Ілера, Ч. Дарвина, Ж. Кювье заставили писателей задуматься: если человек является разумным животным, то, вероятно, к ней следует применять не только духовные, но и биологические законы? Бесспорно: на творчество реалистов имели немалое влияние и теория Кювье о зоологические типы, и учение Э. и И. Жоффруа Сент-Ілерів о приспособлении биологических организмов к среде их существования. В трудах и переписке Стендаля и Бальзака можно встретить немало биологических терминов. Аналитически исследуя общество, они подходили к нему как к сообществу конкурирующих существ (Стендаль) и явления уровня «жертва - хищник» (Бальзак).

Некоторые черты перешли к французскому реализму с классицистической наследия. Например, характерная для трагедии XVIII в. борьба между двумя страстями. У Стендаля душа Сореля разрывается между честолюбием и любовью; у Бальзака - в душе Растіньяка происходит Конфликт между моральным долгом и честолюбием. Некоторые характеры Бальзака построены по принципу доминанты одной страсти (классицистический закон однолинейного характера). Например, у Гобсека - это накопления, в отца Горио - отцовство. Но реалистичная характерологія, безусловно, богаче, чем классическая.

Литература революционной эпохи была направлена на анализ общества. «Поэтическим правосудием» занимались и романтики, и реалисты. Но делали они это разными методами. Критик Ш. О. Сент-Бьов остроумно охарактеризовал разницу, которая существовала между романтическим И реалистическим подходом к действительности: «Где уже не поэт, который деликатно стягивает покровы с интимных тайн, -- это врач, который без стыда смотрит на интимные болезни своих пациентов».