ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Адам Мицкевич

(1798-1855)

Жизнь и творчество

XIX в. имеет огромное значение для развития национальных литератур отдельных славянских стран, которые прошли сложный исторический путь. В XIX в. только Россия имела более-менее хорошие условия для развития национальной культуры. Отдельные украинские земли находились под российским и австро-венгерским влиянием. Болгария страдала под турецким гнетом. После окончательного поражения Наполеона территорию Польши, руководящие круги которой примыкали к наполеоновской коалиции, было распределено между Российской империей, Австро-Венгрией и Пруссией. Большинство славянских народов не имела даже национального образования (например, Прага была немецкоязычной, а Киев - русскоязычным). Все это повлекло отставание развития национальных литератур. Отсутствие национального образования и статуса государственных национальных языков привели к тому, что в XIX в. языка славянских народов только начинают формироваться как языка национальных литератур. В XIX в. начинается мощное национально-освободительное движение, особенно в Польше, Чехии, Словакии. Романтизм как искусство национального, исключительного и героического, приобретает особое значение. Именно эпоха романтизма дарит полякам Мицкевича и Словацкого, украинцам - Шевченко.

Главной темой польского романтизма всегда была тема свободы, особенно свободы национальной. Литература романтизма играла в этом большую роль. Она вдохновила поляков на восстание, которое началось в 1830 г. и было жестоко подавлено русской армией в 1831 г. Реакция со стороны российского правительства (на территории, подконтрольной ему восстание взорвалось) была жесткой: Варшавский университет был закрыт, произведения Мицкевича и Словацкого запрещено. Поэтому литературная жизнь сосредоточилась в эмиграции, где появляются «Пан Тадеуш» Адама Мицкевича, «Кордиал» Юлиуша Словацкого, «Небожественна комедия» Зигмунта Красинского. Величие духа народа, который не покорился перед многочисленной преимуществом врагов, становится главным мотивом польских художников.

Имя Адама Мицкевича приобрело для поляков особое значение. Он считается символом национального своеобразия, достоинства польского народа, который вел многовековую борьбу за обретение независимости.

Творчество Мицкевича разделяют на три периода:

- ранний, віленсько-ковенський (до 1824). Лучшими произведениями этого периода считаются «Ода к молодости» (1820) «Баллады и романсы» (1822), поэма «Гражина» (1823);

- российский (1824-1829): «Крымские сонеты» (1826), «Конрад Валленрод» (1828);

- период эмиграции(1830-1855): закончено «Дзяды», создан «Пана Тадеуша».

Адам Мицкевич родился в семье, которая всегда исповедовала демократические идеалы. Его отец когда-то примкнул к Наполеону, потому что видел в «маленькому капралу» освободителя Польши,

В Венском (Вильнюсском) университете молодой Адам Мицкевич возглавляет поэтический движение студентов. В 1822 г., во время публикации «Баллад и романсов», он добавляет к своей первой сборки предисловие «О романтической поэзии», в которой рассказывает о европейский романтизм, о необходимости развития романтического искусства в Польше. Сила романтического искусства, по мнению Мицкевича, заключается в оперты на национальный характер и национальную историю, в изображении оригинальности каждого народа. Всю первую сборку пронизано верой в чудо, которое существует в реальном мире, но увидеть его можно только «глазами души» («Романтика»).

В 1823 г. появляется поэма «Гражина», которое было создано на основе одной из героических страниц польеько-литовско-белорусской истории (в XIX в. поляки, литовцы и белорусы считали себя единым народом. Мицкевич родился на белорусской земле, образование получил на территории современной Литвы).

В средневековье крестоносцы тевтонского ордена постоянно атаковали прибалтийские и північноросійські земли. Они отбирали землю у местных жителей, обращая их в рабов. В то время, когда его народ страдает под иностранным гнетом Мицкевич создает поэму о героическом прошлом, о отчаянный поступок княгини Гражины, которая возглавила литовское войско тогда, когда ее муж находился в горах на охоте. Так рождается характерный для поэта герой - человек героическая и отчаянная, которая жертвует всем ради свободы Родины.

Лирико-драматическая поэма «Дзяды» («Поминание», или «Деды») стала для Мицкевича произведением, к которому он возвращался всю жизнь. «Дзяды» рассказывают о связи между живыми и умершими, о посмертную казнь для тех, кто не жалел несчастных, угнетал бедных.

У1823 г. Мицкевича был арестован «за участие в тайных собраниях». Некоторое время его продержали в тюрьме, а затем выслали в Россию. Царское правительство намеренно культивировал российские связи талантливого поэта, надеясь на «перевоспитание», на то, что провинциальный юноша проникнется великодержавным духом, как это уже было с некоторыми другими польскими литераторами (например, с пресловутым Ф. Булгаріним). Поэтому Мицкевича начинают публиковать чуть ли не все столичные журналы, его охотно принимают в высшем обществе. Но не к нему тянется душа поэта, Он завязывает тесную дружбу с декабристами (особенно с Рылеевым), дружит с Пушкиным (правда, позже их пути разошлись).

Посетив Москву, Петербург, Одессу, в 1825 г. поэт приезжает в Крым. Недавно завоеванный Крым тогда еще не избавился от восточного колорита. Впечатление от увиденного вылились в блестящие «Крымские сонеты» (1826).

Российские чиновники ошибались: поэт не забыл родную Польшу. Доказательством этого является поэма «Конрад Валленрод» (1828), в которой Мицкевич снова обращается к национальной истории, к героической борьбе с крестоносцами.

В 1829 г. Мицкевич покидает Россию. Возвращение на родину ему запрещают, поэтому он уезжает в Германию. В Веймаре встречается с Гете, потом едет в Швейцарии, Италии. В Риме в 1830 г. он узнает о начале восстания и сразу же отправляется на родину, но его задерживают на австрийской границе и не пускают на подконтрольную территорию России. Так начался период эмиграции.

До конца жизни Мицкевич не увидит родины. Он будет переживать это очень болезненно и, продолжая «Дзяды», вспомнит героя, который появился в этой драматической поэме еще во время ее завязки.

Ночью к дому священника приходит странный гость. Взрослые теряются, и только дети понимают, что перед ними - мертвець. Гость раскрывает ксьондзу свою душу. Это Гюстав, который недавно кончил жизнь самоубийством из-за любви. А превратили природную любовь на трагедию общественные предрассудки, которые не позволяют людям из разных каст любить друг друга. Попытки священника утешить несчастную душу, которая не может получить покою, ни к чему не приводят. Гюстав будет вечно бродить по земле, пока люди не перестроят общество так, чтобы естественным чувствам и привязанностям ничего не мешало.

Если на родине легенда о Гюстава интересовала Мицкевича больше в руссоїстському духе, то в эмиграции он возвращается к ней, теперь уже на новом уровне. Он создает III часть «Дзядів», в которой добавляет новые факты к биографии души Гюстава. После самоубийства люди находят на стене латинская надпись: «Здесь умер Гюстав и родился Конрад». То есть, не испытав счастья на земле, душа Гюстава освобождается от земной любви и идет на встречу отчаянном служению родине. Таким образом поэт переосмысливает образ средневекового героя Конрада Валленрода, к которому уже обращался в одноименной поэме.

Исторический Конрад погиб за родину, но его дух не покинул непокоренные земли. Поэзия Мицкевича глубоко патриотичной и исполненной гражданского долга, но она может и пугать своим противостоянием религиоВНОму фатализму. Иногда поэт приближается к байронического демонизма.

Лирический герой противостоит огромной России («Отрывок»), которую Мицкевич изображает как страну бесправия и несправедливости. Петербург для Мицкевича - город Сатаны, Медный всадник - символ тирании. Продолжение «Дзядів» глубоко оскорбило Пушкина, который ответил стихотворением «Он между нами жил...»

Российский поэт назвал Мицкевича «злобным поэтом», обвинил его в неблагодарности. Пушкин совершенно не понимал патриотических чувств покоренных Россией народов. Строка «Смирись, Кавказ, идет Ермолов» ярко свидетельствует об этом. Во время польского восстания, которое для поляков обернулось многочисленными человеческими жертвами, Пушкин вместе с Жуковским издали сборник «Во славу русского оружия», которую не мог принять Мицкевич.

Но не только жесткой критике подвергся поэт на территории Российской империи. «Отрывок» из «Дзядів» содержит не только критику «огромной вотчины царя», но и поэзию «Русским друзьям», в которой поэт отдает должное памяти погибших декабристов.

В условиях эмиграции, во время преподавания сначала греко-римской литературы в Лозанне, а затем - славянских литератур в Сорбонне, Мицкевич создает грандиоВНОе полотно - «Пан Тадеуш», поэму о национальное своеобразие Польши. Издалека все видится в идиллическом ключе, и Мицкевич естетизує старинный быт, национальный характер, родной пейзаж. Он показывает старопольский мир, который воспроизводит по-гомерівськи подробно, хотя и иронизирует по поводу свары между двумя дворянскими родами Горешків и Сопліц. Самого себя поэт изображает в образе молодого Яцека Сопліца, возвышенного, но одинокого поэта.

Мир Горешків и Сопліц, которым так любуется автор, безвозвратно Уходит в прошлое, вместе со старинным бытом, домашним хозяйством, наивными вкусами и предрассудками, вместе с оригинальной кухней и не менее оригинальными правовыми отношениями. Горешки и Сопліці завещают молодому господину Тадеушу сохранить польскую культуру и вернуть народу независимость.

У1855 г. Мицкевич бросает спокойную жизнь в Париже и вместе с польским отрядом отправляется в Стамбул, где хочет принять участие в русско-турецкой войне на стороне Турции, надеясь хотя бы таким образом помочь собственному народу. Но его ждет скорая смерть. Того же, 1855 г. он умирает.

Сейчас существует более ДЕСЯТКА памятников нескореному поэту. Наиболее известным из них является «Пилигрим» Е. А. Бурделя, который стоит в Париже на набережной Сены.