ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА



Античная литература - эталон прекрасного



Античная литература влекла и влечет к себе высокими гуманистическими идеалами, героизмом, красотой слова, изысканностью формы. Она - вечный живительный, животворный источник, в определенной степени норма и пример - эталон прекрасного, животворная сила, которая, будучи творчески усвоена на национальной почве, всегда помогала и будет помогать нам строить современную культуру и грядущей.

Литература является отражением человеческой жизни. Появившись, она в свою очередь действует в том или ином направлении на жизнь народа. Итак, чтобы понять античную литературу, необходимо знать и понимать жизнь тех народов, которые ее создали. Эти народы - древние греки и древние римляне.

Греческая литература написана на древнегреческом языке, которая состояла из диалектов - еолійського, ионийского, дорийского. Начиная с III в. до н. э. в лоне греческой литературы начала развиваться римская литература, которая впоследствии слилась с ней в единую греко-римскую литературу - античную.

Родовое общество воспиталось своеобраВНОй идеологии - мифологии, которая была одновременно и фантастическими религиозными представлениями, попытками с помощью богатых фантастикой мифов познать и объяснить окружающий мир, природу, ее явления, наконец, самого человека в его связях с природой и другими людьми. Поэтому литература, возникшая в условиях мифологической идеологии, становится неотъемлемой от мифологии: она использует мифологические сюжеты, Образы, ее тематика тоже мифологической. Это является главной особенностью античной литературы.

Античная литература - большое богатство жанровых форм и стилистических средств, которые впоследствии успешно усвоили молодые европейские литераторы. Из античной литературы берут свое начало почти все известные сегодня жанры, сохраняя в основном и свои античные названия: эпос, драма, мим, трагедия и много других.

Благодаря достоянием культуры и литературы античности (период которой определяется I-VCT. ДО Н. э.) в XIV ст. началась новая культурная эпоха в Западной Европе - эпоха Возрождения. Это было возрождение интереса к античности и первоначального христианства. Само название означает «возрождение античности». Исходя из античного восхищение человеком, его красотой, ее способностями, из христианского человеколюбия и веры в способность к безграничного духовного обогащения и совершенствования, гуманисты эпохи Возрождения создали новое мировоззрение, которое утверждает человека как самый творение Господа и природы, утверждает право человека на земное счастье и радости, право исследовать мир, раскрывать его тайны, право на свободную мысль и поиск.

Под влиянием античной литературы в Европе возникают новые национальные литературы, которые пользуются уже не только на латинском, но и живыми национальными языками. Эти литературы заимствуют из античной литературы и истории сюжеты для своих произведений, поэтические образы, богатство поэтических фигур и тропов. Например, Уильям Шекспир написал на сюжеты античной истории, мифологии и литературы поэмы « Лукреция» и «Венера и Адонис», драмы «Антоний и Клеопатра», «Коріолон». В других произведениях Шекспира часто встречаем античные имена персонажей, образы из мифологии и истории. Античная литература вызвала к жизни такие художественные направления, как классицизм, просветительский классицизм, для представителей которых античная литература была образцовой классикой, по состоянию прекрасного. Французские драматурги Корнель, Мольер переделывали произведения Эврипида и Пловта, использовали мифологические сюжеты, античные образы. Ориентируясь на поэтику Аристотеля и Горация, Школа Буало изложил основные эстетические принципы и законы классицизма в стихотворном трактате «поэтическое Искусство», который имел большое значение для развития европейских литератур.

В лоне просветительского классицизма развился так называемый веймарский классицизм, яркими представителями которого были Гете и Шиллер. Войнаровські классицисты рассматривали античность как царство идеальной красоты и гармонии, как прекрасное человечество, что олицетворяет «чистую человечность», мечтами о гармоническом единстве человека и общества, верили в воспитательную силу искусства, способного сформировать гармонично развитую личность, которая стремиться среди прочего и к идеалу свободы. Ярким примером обращения Гете к античности является гимн «Прометей», который написан в форме монолога самого титана. Гете первым в европейской поэзии возродил образ славного титана древнегреческих мифов. Он сделал его символом протеста против омертвевших традиций и авторитетов, символом настоящей любви к людям. А как он смело бросает в лицо Зевсу обвинения в самолюбовании:

...Не знаю я мізерніших,

Чем вы, боги, в мире!

Нищий есть пища

Величество ваше:

Имеет жертвенный дым

И молитвы дух.

Царит античный дух и в поэме «Фауст» - высшем достижении Гете. Сам сюжет этого произведения своими корнями уходит средневековой античности.

Даже романтики, что выступали против чрезмерного увлечения античностью и за обращение к национальному фольклору, не смогли обойтись без нее.



Стоит вспомнить хотя бы «Прометея» Байрона и «Освобожденного Прометея» Шелли. А Фраческо Петрарка, который завоевывал себе славу именно латиномовними стихами, а не итальянскими стихами.

Вспомним, сколько авторов, среди которых и украинец, и. Котляревский, обращались и даже переделывали на свой лад «Энеиду» Вергилия!

За время своего существования античная греко-римская и христианская литературы произвели неоценимые сокровища, бессмертные духовные ценности, которые легли в основу всей европейской культуры и литературы. Стремясь к широкому охвату реальной жизни, отражая раВНОобразие социально-исторической действительности, изображая человека во всей сложности его связей с природой и обществом, греческая, римская и христианская литературы античности поставили проблемы, которые остаются и сегодня весомыми и актуальными, не теряют своего общечеловеческого значения. Эти литературы открыли для человечества бессмертные нравственные ценности: добро, человечность и милосердие, любовь к родине, готовность к подвигу и самопожертвованию, мужество и несгибаемость в борьбе, большая вера в человека, в его безграничные способности, ее тяга к добру и способность к совершенствованию, вера в силу поэтического слова, песни, искусства. В античной литературе находим много примеров величия человеческого духа, поэтизации высоких человеческих добродетелей. Именно в этих вечных нравственных, этических ценностях и в борьбе за высокодуховную, морально совершенного человека заключается историческое и моральное значение античных греко-римской и христианской литературы, это и есть их ценнейшими сокровищами.



Античные басни



Байка (греческое «айнос») - глубокомысленное повествование, что требует, как загадка, соответствующего толкования; впоследствии также апологос - «притча» как жанр народного устного творчества с древних времен сформировались или проторили себе путь в мир литературы.

Другими словами: байка - краткая прозаическая или стихотворная рассказ, в котором действуют символические персонажи, воплощающие различные человеческие типы и иллюстрируют принципы морали или практической целесообраВНОсти. Моральный урок или содержится в самом рассказе, или может быть прямо сформулирован в особом, отдельном от него рассуждении.

Действующими лицами чаще всего являются животные, но иногда человеческие существа или неодушевленные предметы. К форме басни близка притча (парабола), однако, в отличие от басни притча чаще всего существует внутри большого текста, а не самостоятельно. Жанр бестиария тоже имеет черты, которые сближают его с басней. Короткие басни иногда называют апологами.

Со времен античности и до наших дней байка служит образцом житейской мудрости, средством обучения и формой сатиры. На ранних стадиях человеческой цивилизации сказки о животных воспринимались буквально; басня как литературный жанр возникла лишь тогда, когда аллегорически животных стали символами человеческих достоинств и пороков.

Байкова наследие, которая «ходила» в народе, постепенно развиваясь и усложняясь, была, по легенде, впервые литературно обработанная Езопом.

Из сборников, которые сохранились до нашего времени, самая старая заключенная (И в. н. есть.) вільновідпущеник императора Октавиана Августа - Федром, который пересказал байки в латинских стихах. Из книги Федра образовалась более поздняя латинская прозаическая версия, связанная с именем какого Ромула, имела большое влияние на развитие байкового жанра в средневековье и в эпоху Возрождения. ВІІІ в. н. есть. обработал байки Бабрій (очевидно, погречений римлянин), подав текст в греческих стихах; в IV-V вв. н. есть. - Авіан, на латинском языке в поэтической форме. В XI в. составлены две прозаические версии, которые использовал монах Максим Плануда (1300) для своего сборника Езопових басен, к которому он добавил также подробное «Жизнеописание Эзопа».

Относительно дальнейшего распространения баек в европейской литературе, то достаточно будет упомянуть, что все европейские писатели, которые составляли байки, в той или иной степени были «наследниками» Эзопа. В украинской литературе можно проследить то же самое подражания; это будет особенно наглядно для читателя, когда он сопоставит из басен такие, как «Ворон и Лисица», «Муравьи и Цикада» с соответствующими баснями Л. Глебова: «Гава и Лиса», «Кузнечик».