ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Философская трагедия «Фауст» - воспроизведение передовых просветительских идей эпохи

XVIII века, завершившееся Великой французской революцией, развивалось под знаком сомнения, разрушения, отрицания и страстной веры в победу разума над суевериями и предрассудками, цивилизации над варварством, гуманизма над тиранией и несправедливостью. Поэтому историки называют его веком Просвещения. Идеология просветителей восторжествовала в эпоху, когда рушился старый средневековый уклад жизни и формировался новый, буржуазный порядок, прогрессивный для того времени. Деятели Просвещения горячо защищали идеи культурного развития, самоуправления, свободы, отстаивали интересы народных масс, клеймили иго феодализма, косность и консерватизм церкви.

Бурная эпоха рождала своих титанов - Вольтера, Дидро, Руссо во Франции, Ломоносова в России, Шиллера и Гете в Германии. И своих героев - в конце века на трибуны революционного Конвента в Париже поднялись Дантон, Марат, Робеспьер.

Художественные вкусы эпохи были раВНОобразные. В архитектуре еще царило причудливое барокко, с театральных кин звучали александрийские стихи трагедий Расина и Корнеля. Но все большую популярность приобретали произведения, героями которых становились люди «третьего сословия». В середине века возник жанр сентиментального романа в письмах - читатели с волнением следили за перепиской влюбленных, переживая их горести и невзгоды. А в Страсбурге появляется группа молодых поэтов и драматургов, вошедшая в литературу под названием «Буря и натиск». Героями их произведений выступали смелые одиночки, бросающие вызов миру насилия и несправедливости.

Творчество Гете была своеобразным итогом века Просвещения, итогом его исканий и борінь. А трагедия «Фауст», которую поэт создавал более тридцати лет, отбила движение не только научных и философских идей, но и литературных направлений. Хотя время действия в «Фаусте» не определено, рамки его бесконечно раздвинуты, весь комплекс идей четко соотносится с эпохой Гете. Ведь первая часть его написана в 1797-1800 годах под влиянием идей и свершений Великой Французской революции, а последние сцены написаны 1831 года, когда Европа пережила взлет и падение Наполеона, Реставрацию.

В основе трагедии Гете - народная легенда о Фаусте, которая возникла в XVI веке, ее герой - бунтарь, который стремится проникнуть в тайны природы, что выступает против церковной идеи рабской покорности и смирения. В напівфантастичній форме образ Фауста воплощал в себе силы прогресса, которые нельзя было задушить в народе, как нельзя было остановить ход истории. Гете был близок этот искатель истины, не доволен немецкой действительностью.

Просветители, и Гете в том числе, не отвергали идею Бога, они лишь брали под сомнение доктрины церкви. И в «Фаусте» Бог выступает как высший разум, стоящий над миром, над добром и злом. Фауст в трактовке Гете - прежде всего ученый, что подвергает сомнению все - от устройства мира до моральных норм и правил поведения. Мефистофель для него - орудие познания. Средства научных исследований во времена Гете были так несовершенны, что многие ученые согласились бы продать душу дьяволу для того, чтобы понять, как устроено Солнце и планеты ли человеческий глаз, почему существуют эпидемии чумы и что было на Земле до появления человека.

Бунт Фауста, его внутренние муки, раскаяние и прозрение, которое заключается в том, что только труд на пользу человечества делает человека неуязвимым для скуки и уныния, - все это художественное воплощение идей эпохи Просвещения, одним из гениев которой был Гете.