11 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Библейские сюжеты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» есть реальность и фантастика, сатира и любовная лирика. Особенно выделяются четыре главы историко-философского характера. Это «роман в романе» - сказание о Христа и Понтия Пилата.
Главы о прокураторе Иудеи, и Иешуа Га-Ноцри (Иисуса Христа) пишет главный булгаковский герой - Мастер. Создан по библейскому сюжету этот роман стал судьбой его автора. Мастер по воле Булгакова так изложил известную библейскую историю осуждения и казни Христа, что в ее реальности невозможно усомниться. История вышла такая земная, такая живая, как будто сам Булгаков присутствовал при всем этом. Иешуа в изображении Мастера - не мифологический персонаж, а живой человек, способный чувствовать и возмущение и досаду. Он боится боли, боится смерти. Но при внешней обычности Иешуа - необычный человек. Сверхъестественная сила Иешуа вложена в его слова, в его убежденность в их правоте. Но главное качество, что отличает Иешуа от всех других персонажей романа, - независимость ума и духа.
Они лишены условностей и догм. Они свободные. Независимость и внутреннюю устойчивость не могут убить в нем ни сила власти Понтия Пилата, ни угроза смерти. Благодаря этой независимости ума и духа перед Иешуа открываются скрытые от других истины. И он несет эти очень опасные для власти истины людям.
Чтобы создать такого героя, Мастер сам должен маги хоть некоторые его качества. Мастер исповедует те же истины, проповедует добро и справедливость, хотя он сам не был смиренным, терпимым и благочестивым. Но есть в Мастере и независимость, та же внутренняя духовная воля, что и у его героя, идущего на Голгофу.
С ужасом слушает прокуратор Иудеи рассуждения о власти, в том числе и о кесареву. Иешуа говорит, что наступит время, когда никакая власть не будет нужна. Такие слова Пилату было не только страшно, но и рискованно слушать. Охраняя себя от посторонних ушей, прокуратор почти прокричал: «На свете не было, нет и не будет никогда большего и более прекрасной власти, чем власть императора Тиберия!» Эта фраза взята Булгаковым, естественно, не из исторических источников. Она - из современных ему газет. Писатель заменил только имя. Вообще, если бы читатели могли прочесть роман в то время, они наверняка заметили бы перекличка описанной библейской истории с современностью. Решение Синедриона и Понтия Пилата напоминают решения раппівців, Главреперткому и других современных Булгакову официальных организаций. Сходство - в зверском, безумном фанатизме, в страхе перед инакомыслием.
Булгаков знал твердо, что опубликовать роман он не сможет, рано или поздно он будет распят за этот роман. Но в писателе жила слабая надежда на здравый смысл современного ему «прокуратора». Не сбылось.
Герой романа Мастера, Иешуа Га-Ноцри, осужден. Его мирные речи, отрицают насилие, более опасны для власти, чем прямой призыв к мятежу. Иешуа опаснее убийцы, которого помиловал Понтий Пилат. И хотя Иешуа сумел покорить прокуратора своим умом и удивительной силой слова, Пилат отправляет на смерть именно его, боясь за себя, за свою карьеру. Как политик Понтий Пилат победил, но потерпел поражение перед большой силой духа. И прокуратор это понял.
Понтий Пилат напоминал Булгакову некоторых современных писателю политиков и государственных деятелей. Но есть существенная разница: расправа над невинным стоила Пилату тяжелых душевных мук, а современным писателю политикам удавалось избежать даже угрызений совести. Так библейский сюжет столкнулся с реальной жизнью.
|
|