9 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Что такое лирические отступления? Казалось бы, с точки зрения развития сюжета - дважды лишнее явление: во-первых, отступление от главной линии, во-вторых, лирика, а нам события и конфликты интереснее, рассказ о поступках главных героев или хотя описания природы. Это - на первый, поверхностный взгляд. Если вдуматься, смысл произведения - не сугубо развитие сюжета (это для случайных низкопробных книжек), а реализация связанных с ним идей автора, проекция на события истории или современности авторских взглядов на жизнь.
В. Белинский назвал роман А. С. Пушкина «энциклопедией русской жизни». Поэт ввел и себя на страницы романа, рассказывая о собственные встречи и разговора с главным героем. Это важно для понимания характера, личности Онегина, понимание времени.
Поэтому и лирические отступления - это не только интересные воспоминания из жизни самого Пушкина, не только вспышки его яркой личности, а страницы большой энциклопедии русской жизни первой четверти XIX ст., ростки, из которых, удивительно переплетаясь, состояла, вырастала картина жизни.
Например, лирическое отступление о женские ножки - такой похожий на пушкинские рукописи: шутливый, немного озорной, словно рисунки на черновике, что появляются, пока рождается мысль. Он заканчивается воспоминанием о такую близкую, крымскую влюбленность:
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чредою
С любовью лечь к ее ногам!
Это воспоминание о девушке-подростке - не временная молниеносная упоминание о Марии Раєвську, потому что именно к ее гордой трагической судьбе жены декабриста Волконского поэт будет возвращаться не раз. Это же ее самоотверженность и уважение к мужчине прозвучат в последний ответа любимой героини Пушкина - Татьяны. Именно эта верность и саможертовність, умение жить долгом перед близкими символизирует для Пушкина русскую женскую душу.
Или лирическое отступление о Москве, о наполеоновскую нашествие 1812 года, пронизан чувством гордости за то, что
... не пошла Москва моя
К нему с повинной головой.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Именно эта гордость за свою столицу, за свою родину, чувства сопричастности к ее истории, ощущение себя его неотъемлемой частью - свойство русского характера пушкинского современника и единомышленника. Именно под влиянием этого появилось желание изменить государственный строй, путь на Сенатскую площадь и до рудников Сибири. Именно здесь источники «дружеских споров», что зашифровано в X главе романа.
В лирических отступлениях мы видим сплетение личного с общественным, голоса сердца по зову ума и души.
Еще одно лирическое отступление - в начале восьмой главы. Итог определенного периода жизни и творчества, когда муза
Воспела <...>
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны,
когда поэт гордо говорит:
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
Упоминается, что есть у Державина и Пушкина много общих тем в поэзии и одна из них - «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»
Нет в романе «избытка», потому что «энциклопедия русской жизни», написанной великим поэтом, человеком своего времени, гражданином, философом, яркой личностью, состояла из событий и чувств, ума и сердца.
|
|