ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Что такое лирические отступления? Казалось бы, с точки зрения развития сюжета - дважды лишнее явление: во-первых, отступление от главной линии, во-вторых, лирика, а нам события и конфликты интереснее, рассказ о поступках главных героев или хотя описания природы. Это - на первый, поверхностный взгляд. Если вдуматься, смысл произведения - не сугубо развитие сюжета (это для случайных низкопробных книжек), а реализация связанных с ним идей автора, проекция на события истории или современности авторских взглядов на жизнь.

В. Белинский назвал роман А. С. Пушкина «энциклопедией русской жизни». Поэт ввел и себя на страницы романа, рассказывая о собственные встречи и разговора с главным героем. Это важно для понимания характера, личности Онегина, понимание времени.

Поэтому и лирические отступления - это не только интересные воспоминания из жизни самого Пушкина, не только вспышки его яркой личности, а страницы большой энциклопедии русской жизни первой четверти XIX ст., ростки, из которых, удивительно переплетаясь, состояла, вырастала картина жизни.

Например, лирическое отступление о женские ножки - такой похожий на пушкинские рукописи: шутливый, немного озорной, словно рисунки на черновике, что появляются, пока рождается мысль. Он заканчивается воспоминанием о такую близкую, крымскую влюбленность:

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чредою

С любовью лечь к ее ногам!

Это воспоминание о девушке-подростке - не временная молниеносная упоминание о Марии Раєвську, потому что именно к ее гордой трагической судьбе жены декабриста Волконского поэт будет возвращаться не раз. Это же ее самоотверженность и уважение к мужчине прозвучат в последний ответа любимой героини Пушкина - Татьяны. Именно эта верность и саможертовність, умение жить долгом перед близкими символизирует для Пушкина русскую женскую душу.

Или лирическое отступление о Москве, о наполеоновскую нашествие 1812 года, пронизан чувством гордости за то, что

... не пошла Москва моя

К нему с повинной головой.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Именно эта гордость за свою столицу, за свою родину, чувства сопричастности к ее истории, ощущение себя его неотъемлемой частью - свойство русского характера пушкинского современника и единомышленника. Именно под влиянием этого появилось желание изменить государственный строй, путь на Сенатскую площадь и до рудников Сибири. Именно здесь источники «дружеских споров», что зашифровано в X главе романа.

В лирических отступлениях мы видим сплетение личного с общественным, голоса сердца по зову ума и души.

Еще одно лирическое отступление - в начале восьмой главы. Итог определенного периода жизни и творчества, когда муза

Воспела <...>

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны,

когда поэт гордо говорит:

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

Упоминается, что есть у Державина и Пушкина много общих тем в поэзии и одна из них - «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»

Нет в романе «избытка», потому что «энциклопедия русской жизни», написанной великим поэтом, человеком своего времени, гражданином, философом, яркой личностью, состояла из событий и чувств, ума и сердца.