ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

8 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА И ЛИТЕРАТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Японское хокку и европейский стих

Хокку - величайшее сокровище японской литературы. Любой образованный японец знает хокку, а многие пытаются и складывать их. Большой интерес к японской поэзии и во всем мире.

Хокку - короткий, всего в три строки, стих. В нем нет рифмы, только ритм отличает его от прозы. В первой и третьей строчках - пять слогов, во втором - семь. Невероятная лаконичность хокку не мешает передать его глубокий философский смысл.

Иногда трехстишия складывались как надпись к картине, иногда, наоборот, хочется написать картину к тривірша. Например, к такому:

Осенняя луна

Сосну рисует тушью

На синих небесах.

Когда японский художник рисует осень, он изображает одно дерево, избитого дождями и выгнутый ветром. Но перед тем, как взяться за кисть, долго смотрит на чистый лист бумаги. Затем возникает несколько четких линий, нехитрых, но точных, которые волнуют душу не меньше левітановських пейзажей. «Чтобы японский художник нарисовал ветку, он масс чувствовать, как она растет», - говорят ценители искусства.

Так и в хокку. Его видимая лаконичность обманчива. В нем скрыт глубокий подтекст, и он неоднозначен. Каждый может прочитать его по-своему, найти созвучие своим мыслям.

Чтобы яснее увидеть разницу между хокку и европейским стихом, сравним утро в описании И. Никитина и японского поэта Буссона. У Никитина от первых лучей солнца до момента, когда солнце на поля, на луга, на макушки рокит золотыми потоками несется, - двадцать четыре строки, где поэт постарался охватить все подробности пробуждения: здесь и «чуткий камыш», и «серебристая роса», и шум потревоженных уток, и рыбаки, что пробуждаются, с сетками, веслами, лодками. Есть здесь и бодрое приветствие автора: «Здравствуй, солнце да утро веселое!» У Буссона только три строки:

Стая уток вдали.

Ополаскиваю мотыгу -

рябь по воде.

Те же утки, те же рябь на воде. И та же картина утра, где есть и роса, и пара над водой, и первые лучи солнца. Но все это - между строк. Это пространство картины, заполнен не художником, а зрителем, читателем.

Есть еще одна особенность хокку. О чем бы ни были стихи японского или европейского поэта, они всегда - о человеке. В хокку же присутствие природы при этом - обязательна. Природа - отражение духовной жизни поэта. Чтобы передать свое состояние, японский поэт выбирает время года и «картинку» в природе, что соответствует его душевному складу. Затем он отвергает те детали, что наименее выразительны. И остаются только три строки:

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.

Можно сказать, что там, где европейский поэт стремится к точности, воспроизводя все нюансы и оттенки, японский поэт безжалостно отбрасывает все лишнее. Европейский поэт как бы говорит читателю: «Посмотри, я открыл тебе то, чего ты не замечал, не ценил». А японцы доверяют своему читателю, предлагают ему набросок к картине, которую он дорисует сам. И в этой причастности к творчества - огромная радость.

Японская и европейская поэзия идут к читателю разными путями. Но чувства, которые они пробуждают, одинаковые у всех людей. Мы все грустим от одиночества, страдаем от разлуки и боли, радуемся утру и солнцу и преклоняемся перед великой мудростью природы. И поэтому так близки нам строки Росекі:

Кругом ни души -

Одиноко в поле блуждает

Зеленая луна.

Природа в хокку японского поэта Мацуо Басе.

Великий японский поэт Мацуо Басе родился в замковом городе Уэно в семье небогатого самурая.

Родной город поэта находилось в провинции Ига - в самой колыбели японской культуры, в центре главного острова - Хонсю. Много мест на родине Басе были известны своей красотой, а народная память сохранила там в изобилии песни, легенды, древние обычаи. С детства Басе начал писать стихи. В юности он постригся в монахи, освободившись тем самым от службы феодалу. Но настоящим монахом Басе не стал. В путешествиях он прошел по дорогам Японии, как посол самой поэзии, зажигая в людях любовь к ней, приобщая к настоящему искусству.

Басе поднял на недосягаемую высоту жанр народной поэзии - хокку. Искусство писать хокку - это прежде всего умение сказать многое в небольшом, так сказать, чтобы заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение. Главная тема тривіршів Басе - природа. Его трехстишия, как волшебный бинокль, помогают увидеть заново привычные картины, осознать неповторимость и величие мира природы - от скромного цветка сурепки до Млечного Пути. В трех строках Басе умел показать бесконечные просторы Японского моря, блеск звезд ясной осенней ночи, белые буруны на волнах и черный силуэт острова Садо на краю неба:

Бушует морской простор!

Далеко, до острова Садо,

Стелется Млечный Путь.

Басе предлагает нам по-новому взглянуть на картину, что мы видели, может, десятки раз:

Внимательно вглядись!

Цветы пастушьей сумки

Увидишь под плетнем.

Все живое является неповторимым и бесценным. Замечательные не только много раз воспетые цветы вишен, осенние красавицы - хризантемы, но и придорожную вьюн, и дикий плющ, и капли дождя зависли на неподвижных ветках.

Природа в Басе живет своей неповторимой жизнью, но она так похожа на жизнь человека! В хокку «плачут птицы, и глаза у рыб полны слезами», потому что весна заканчивается, две звезды празднуют свою встречу, а замерзла обезьяна просит соломенный плащ, мерзнет чайка, стоя в холодной воде, а цветы совершают «свой высший подвиг» неповторимым цветением.

Поэт умеет несколькими точными словами не только нарисовать поэтический, живую картину, но и передать суть природного явления, почувствовать настроение деревья, бабочки, птицы, ветра, осени:

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.

Трудно представить более пронзительную картину поздней осени с ее грустью, одиночеством и черно-белыми красками.

Читая стихи Басе, невольно соглашаешься с поэтом, что человеку для счастья не так уж много надо:

Домик в уединенье.

Луна... Хризантемы... В придачу к ним

Клочок небольшого поля.

Лирический герой поэзии Басе - человек нетребовательный, но мудрая и тонкая. Это поэт и философ, влюбленный в природу родной страны. Он неотделим от своей эпохи и народа. В каждом маленьком хокку чувствуется дыхание огромного мира. В одном из тривіршів Басе словно обращается к торопливого читателя, впервые открыл книгу хокку:

Ты не думай с презреньем:

«Какие мелкие семена!»

Это ведь красный перец.