Диалог автора и читателя в постмодернистском романе Умберто Эко «Имя розы»
Автор романа «Имя розы» Умберто Эко - известный итальянский ученый и публицист. Умберто Эко отдал много сил изучению вопросов художественного творчества. В своем постмодернистском романе «Имя розы» писатель не только выполнял художественные задачи, но и стремится написать сочинение, который бы сформировал активного, мыслящего читателя.
Постмодернизм стал мощным литературным направлением второй половины ХХ века, хотя его истоки просматриваются уже в модернистский период. В постмодернистской литературе меняются не столько изобразительные средства и тематика, сколько самые глубинные художественные принципы. Это касается и отношения автора к своему произведению, и новой взаимодействия писателя с читателем. В период модерна читатель был объектом, на который направлялись определенные художественно-оформленные идеи писателя-драматурга. В новый период читатель становится соавтором, не объектом воздействия, а равноправным субъектом, без существования которого не было бы ни писателя, ни его произведения.
«Имя розы» - постмодернистский роман, поэтому его нельзя воспринимать только как историко-детективное произведение. Впрочем, писатель предвидел и такое прочтение своего произведения. Ведь особенность постмодернистской литературы в том, что читатель может найти в произведении не один или несколько смыслов, заданных автором, а бесконечное множество значений, ассоциаций, отсылок к другим произведениям.
Так, например, символический образ розы, данный уже в названии романа, заставляет читателя вспомнить и библейское значение розы, и розенкрейцеров, и розу как один из любимых образов романтиков XIX века, и «Букет розы» Рильке... У каждого возникают собственные ассоциации, не только подсказанные текстом, но и зависимые от литературно-культурного опыта читателя. При этом он, читатель становится как бы соавтором писателя, и притом необходимым соавтором, потому что без читателя жизнь произведения невозможно. Создание текста происходит не только тогда, когда он задумывается и пишется, но и когда он прочитывается.
Читатель может быть хорошо осведомленным (и видеть в тексте романа множество значений) или наивным. Умберто Эко писал о том, что порой даже самый наивный читатель видит в произведении самые неожиданные значения и связи, которые могут удивить самого автора. Каждый читатель идет дальше текста, и это движение (нанизывание новых значений) продолжается бесконечно.
В «Записках на полях «Имени розы» Умберто Эко писал, что каждый новый художественное произведение состоит из всех предыдущих. В эпоху постмодернизма, когда цивилизация уже накопила такой огромный исторический опыт, практически невозможно создать что-то новое. Ведь каждый писатель одновременно является и читателем других произведений. Поэтому, например, в «Имени розы» образ англичанина Вільгема, который уже в начале романа (в сцене с монахами, которые ищут Гнідка) демонстрирует недюжинное знание связей между отдельными явлениями мира, ассоциируется у автора и читателей с англичанином-детективом Шерлоком Холмсом. Постмодернистский роман превращается в совместную игру автора и читателя (большого количества читателей), которые, будто мяч, перебрасывают друг другу свои значения и ассоциации.
Умберто Эко считал, что искусство (и литература в частности является источником эстетического удовлетворения, то есть в определенном смысле, «развлекает». Однако одного может «развлечь» философский трактат, а другой - бульварный роман. Таким образом, существует два вида читателей: читатель массовой литературы относится к книги пассивно и потребительски, и авторы такой литературы подстраиваются под его вкусы. А читатель серьеВНОй литературы, наоборот,- является активным, пытается понять замысел автора, что требует определенных усилий и знаний. Умберто Эко считает, что так книга сама формирует своего читателя, поэтому произведение должно быть таким, чтобы читатель каждый раз открывал в нем что-то новое.
Таким многозначительным произведением со сложной структурой и является «Имя розы». Роман напоминает коллаж из отдельных фрагментов знакомых нам произведений, но в то же время остается целостным, объединенным линией авторского замысла. Произведение завершено, но и открыт для безграничного количества новых значений, он не замкнут в себе, а начинает диалог с каждым новым читателем.
|
|