ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ

Трагедия жизни лирического героя в поэзии А. Блока «О доблести, о подвигах, о славе»

Почти никогда не бывает так, чтобы поэзия не воспроизводила какие-то моменты жизни самого поэта. Человек, который не знал радости любви, не испытала горечи разочарований, не почувствовала взлета духа, никогда не оставит своего следа в поэзии. Пресное, размеренная, спокойная жизнь, возможно, и может быть интересным для отдельного человека, но художник не может находиться и таком состоянии.

Александр Блок как поэт и как человек жил на грани срыва. С юных лет он чувствовал одинаково сильно влечение как к жизни, так и к смерти.

Но больше всего, что он ценил в жизни, - это любовь. Единственной Музой для Блока долгих двадцать лет была его жена Любовь Дмитриевна Менделеева.

Роман между Менделєєвою и Блоком развивался очень напряженно, ведь они были такими разными: веселая, действенная, сильная, мудрая Менделеева и склонен к меланхолическому созерцанию, мечтательный Блок, который в любой повседневной мелочи видел присутствие высшего смысла, ему казалось, что жизнь имеет двойную природу: внешний мир, который доступен всем, и духовный мир, который открывается только избранным.

Блок считал, что внешний мир наполнен злом, грехом, но светлый духовный внутренний мир предупреждает одаренных и знающих об опасности; надо только уметь распознавать те роковые знаки. Поэт умел это делать, и поэтому его жизнь и творчество наполнены символами.

Конечно, такое мироощущение, восприятие реальности должно было иметь выход, и Блок виговорювався в стихах. Иногда мне кажется, что поэт действовал по принципу: рассказал - и стало легче. Вот откуда и нереальное напряжение в его стихах. Читаешь - и кажется, что за образами, словами, строками собираются облака, а между ними и тобой пробегают искры электрических разрядов.

Блок и Менделеева поженились в 1903 году. Они любили друг друга, но долгие годы между ними был только духовная связь. Поэта удовлетворяло такое положение вещей, он имел свою Музу, она для него - Светлая, Вечная, Царевна, несравненная Дама, Вечная Женственность. Освободительница, Незнакомка. Но Любовь Дмитриевна мечтала быть еще и просто женщиной, иметь высшее счастье - материнство. В течение двадцати лет их отношения были сложными, но каждый раз Менделеева возвращалась к поэту, потому что ей было присуще чувство ответственности не за добродетель, а из любви.

Любовь Дмитриевна играла в театре и часто выезжала на гастроли. В декабре 1908 года она поехала с труппой Мейерхольда, а Блок написал свое замечательное стихотворение «О доблести, о подвигах, о славе». Многие считают, что в этом стихе воспроизведены подлинные факты и настроения поэта. Мне кажется, что это не так. Блок знал, что Любовь Дмитриевна не покинула его, что она обязательно вернется, потому что именно в эту гастрольную поездку ее позвало чувство ответственности за роль, а не сердечное увлечение.

Конечно, в стихотворении образ Любови Дмитриевны:

Не знаю, милая, где своей гордыни

Ты в этом мире убежище нашла...

Но никогда не надо воспринимать слова поэта буквально, ведь стихи пишутся под влиянием сиюминутного настроения. Они успокаивают поэта и выступают как творческая радость, взлет духа. Блок ни за что не бросил бы «перстень памятный» - обручальное кольцо, ни при каких условиях не забыл бы «прекрасный образ», никогда бы не принял «твое лицо в его простой оправе» с письменного стола. И конечно же, в любую минуту, когда Блок был на грани срыва, в состоянии отчаяния, Любовь Дмитриевна бросала все, летела к мужу, успокаивала, утешала. Она «служила гению», стояла рядом с ним, помогала ему, отрекаясь от собственных желаний.

Но в поэзии «О доблести, о подвигах, о славе» лирический герой переживает настоящую трагедию полного разрыва с любимой, которая не возвращается к нему никогда.