ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер

(1759-1805)

Жизнь и творчество

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер, немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк, выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени, родился 10 ноября 1759 г. в городке Марбаха (Веймар). Будущий поэт воспитывался в религиоВНОй атмосфере, что сказалось на его ранних стихах. После обучения в протестантской школе и занятий с протестантским пастором Шиллер в 1773 году по настоянию герцога Вюртембергского, чьим подданным был его отец, поступил в военную академию и начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником. С 1775 года он, оставив юриспруденцию, взялся за изучение медицины. Окончив курс в 1780 году, он получил в Штутгарте место полкового врача.

В 1781 году Шиллер завершил и опубликовал драму «Разбойники». В начале следующего года она была поставлена в Мангейме. У1782 году из-за конфликта с герцогом Шиллер уехал из Вюртембергского герцогства. Следующим летом он заключил контракт на написание пьес для постановки на мангеймській сцене. Две драмы, над которыми Шиллер работал еще до бегства из Штутгарта - «Заговор Фієско в Генуе» и «Коварство и любовь», - были поставлены в мангеймському театре, причем последняя имела большой успех.

У1785 г. Шиллер написал один из своих самых известных поэтических произведений - «Оду радости». В 1785-1787 годах писатель гостил у одного из своих поклонников в Лейпциге и Дрездене. Впоследствии он поселился в Веймаре. В 1789 г. Шиллер стал профессором всемирной истории в Єнському университете. Небольшого жалованья не хватало писателю на жизнь, но принц фон Шлезвиг-Тольштейн-Зондербург-Августенбург и граф фон Шиммельман назначили ему стипендию.

У1785-1791 Шиллер выпускал литературный журнал, выходил под разными названиями.

В 1786 г. были опубликованы «Философские письма», в 1787 г. - пьесу «Дон Карлос», которой завершается первый период творчества Шиллера.

1788 года было написано стихотворение «Боги Греции». В этом же году Шиллер познакомился с Гете, и с тех пор поэты стали близкими друзьями. В 1792-1796 годах выходит ряд философских эссе Шиллера, в которых заметно влияние философии И. Канта.

В 1796 году написано драму «Валленштайн», которой начинается второй этап драматургического творчества писателя. В этом же году Шиллер основал периодическое издание «Альманах муз», где было опубликовано много его произведений.

1797 г. в творчестве Шиллера называют «балладный годом», тогда были созданы баллады «Кубок», «Перчатка», «Перстень Поликрата» и «Івікові журавли».

У1800 году было написано пьесу «Мария Стюарт», а в 1801 - пьесу «Орлеанская дева», в основу которой положена история Жанны д'арк. в 1804 году была написана последняя завершенная пьеса «Вильгельм Телль», которую Шиллер задумал как «народную» драму. Умер Шиллер в Веймаре 9 мая 1805 года.

Драматургия

Драма Шиллера «Разбойники» - трагедия о дисгармонию в современном мире, о вражде и ненависти в человеческих взаимоотношениях. Узнав о жестоких преступлениях своего брата Франца, Карл Моор воспринял их как свидетельство несправедливости всего мира и взял на себя роль мстителя. Но форма его мести - разбой - противоречила его высоким намерениям. «Разбойники» открыли новый тип драмы - лирической, политически направленной, эмоциональной.

Особое значение приобрела драма «Коварство и любовь» (1784), которую автор определил как «мещанскую трагедию» - популярный в просветительской литературе жанр. К этому персонажами трагедий были только монархи и вельможи, а мещан разрешалось изображать только в трагедиях. Интерес к историческому прошлому оказалось в драме «Заговор Фієско в Генуе» (1783).

С 1791 года Шиллер вынашивал замысел трагедии «Валленштайн» (1800), что в конечном итоге образовала трилогию. По определению самого поэта, темой его произведения является трагическая судьба Европы. Такого же трагического звучания получила драма «Мария Стюарт» (1801), сюжет которой взят из истории Англии XVI века.

В своем произведении «Орлеанская дева» (1801) Шиллер сделал сложнее и идеализировал образ французской народной героини Жанны д'арк. Мотив борьбы между долгом и чувством героини стал частью конфликта выдающейся и естественного человека с предвзятым миром.

«Вильгельм Телль»

Последнюю свою завершенную пьесу «Вильгельм Телль» (1804) автор задумал как народную драму. ее народность заключается в направленности против тирании, в призыве к национальному освобождению, что актуально звучал на тот момент в Германии.

Действие пьесы происходит в трех «лесных кантонах» - Швиц, Ури и Унтервальден, которые, объединившись в 1291 г., составили основу Швейцарского Союза в борьбе против австрийского владычества Габсбургов. Простые люди страдают от произвола наместников австрийского императора. В драме описывается борьба народа против захватчиков.

Создавая образ Вильгельма Телля, автор использовал швейцарскую сагу о искусного лучника. К этому образу обращались поэты и драматурги не только в Германии, особенно усилился интерес к этому персонажу в годы Французской революции. В начальных эпизодах драмы Вильгельм Телль - человек мирный и спокойный, он охотно помогает людям в беде, живет уединенно с женой и сыном Вальтером и не собирается ни с кем вступать в конфликт. Однако честь не позволяет ему стерпеть унижение. Ненависть к имперского наместника Геслера и жажда мести появляются после того, ему загадали жестокое испытание: за то, что он не поклонился герцогскому капелюхові, Геслер заставляет Телля сбить стрелой яблоко на голове сына. Выстрел оказался удачным, но после этого Телль решил убить наместника. Підстерігши Геслера в горном ущелье, он поражает обидчика стрелой в сердце, смерть Геслера поднимает народ на восстание за свободу Швейцарии.

В драме изображены образы не только представителей народа, а вельмож, которые не поддерживали власть австрийцев и защищали своих крестьян. Это местный барон Аттингаузен и его племянник Руденц.

Поэзия

Одновременно с драматургией Шиллер посвящает себя поэзии, в которой мысль всегда преобладает над чувством. В своих произведениях поэт обращается к искусству античности и Ренессанса. В стихотворении «Боги Греции» (1788) чувствуется направленность античного эпоса. Поэт прославляет языческие божества древних греков.

В балладе «Івікові журавли» поэт высказывает мысль о неотвратимости возмездия за совершенное зло. Если нет среди людей свидетелей творимого, то сама природа наказывает, а преступник непременно выдает себя. Никто не имеет права подвергать жизнь героя тяжкому испытанию, нельзя Дважды искушать судьбу - таков очевидный итог баллады, ставшей известной у нас по переводу Жуковского под названием «Кубок». Правителя автор обвиняет в жестокости, а бездна вод изображена как бурная стихия.

В балладе «Перстень Поликрата» раскрывается идея неизбежности, фатума. Кажется, фортуна прочно срослась со всеми помыслами царя Самосу, но что большими становятся Полікратові достижения, то больше ужасают они его собеседника, который, услышав очередную радостную весть, спешит покинуть дворец счастливца.

Баллада «Перчатка»

В ряде баллад стержнем сюжета становится испытание героя - проверка его мужества, отваги. На первый взгляд, таким произведением является баллада «Перчатка». Но здесь жизнью героя играют шутя: капризная красавица Кунигунда не колеблется, посылая верного рыцаря Делоржа на растерзание хищным зверям. Сюжет этой баллады взят из книги Сенфуа, что описывает настоящий эпизод, который произошел при дворе короля Франциска i. Темой этой баллады есть присоромлення жестокой красавицы. Кроме эпизода с подвигом Делоржа, значительную часть произведения занимает описание зверинца, где с наибольшей лаконичностью передано и атмосферу многолюдного толпы зрителей, и величие льва, который так и дышит опасностью.

Выходит лев;

Но не раздается рев:

Пустыни друг

Зрением немым обводит круг

Арены -

И расправил с позіхом члены,

И гривой сотрясаемую густой,

И лег в одиночестве.

(Перевод М. Ореста)

Ситуация становится еще более напряженной, когда храбрый рыцарь идет к диким животным, чтобы поднять перчатку своей дамы. И тем более неожиданным становится завершение баллады.

Творчество Шиллера завершает литературу XVIII века, его стиль связан с искусством Просвещения. В поэзии философская и политическая мысль сочетается с обраВНОстью, абстрактная лексика и подчеркнуто простой, рассуждения - с совершенной лаконичностью. Шиллер оставил несколько прозаических произведений; талант ярко проявляется в его исторических трудах. Однако настоящее призвание художника - это драматургия. Его творческий путь - это путь поиска нового типа трагедии, которая могла бы воплотить трагизм его времени.