9 класс
КЛАССИЦИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ XVII СТ. ФИЛОСОФСКОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ КЛАССИЦИЗМА. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА КЛАССИЦИЗМА
ОБРАЗЕЦ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Античность - образец для подражания для класицистів
Античность недаром называют колыбелью европейской культуры. Достижения мы х суток определили не только дальнейшее развитие человеческой цивилизации, но и формирование духовных ценностей европейцев - литературы, искусства, философской мысли и т.д. Рассказывать об этом можно долго, но сейчас речь идет, о влиянии античности на развитие классицистической драматургии.
Общеизвестно, что драма зарождается именно в античном мире. Обрядовые действия, посвященные чествованию бога Диониса (Вакха), стали основой для комедии и трагедии. Что же заимствует классицистическая драма в античной?
Начнем с тематики. Античная драма очень понравилась класицистам прежде всего потому, что много внимания уделяла воспитанию гражданских чувств, преданности власти, служению ее представителям. Во Франции, где правителем был слабодушный Луи XIII, а фактическим королем кардинал Ришелье, было крайне необходимо убедить сограждан в необходимости служить королю и государству и именно это считать своим главным гражданским долгом.
Классицисты, которых вдохновляли лучшие образцы античной трагедии, не противопоставляют себя авторитета власти, церкви. Призвание человека они видят в твердой гражданской позиции, подчинении своей жизни интересам общества и государства. Любовь, дружба, семья должны приноситься в жертву патриотическому долгу.
Очень часто сюжеты для своих произведений классицисты брали из античной литературы, интерпретируя их в духе современности. Одним из важнейших законов нового литературного направления классицисты считали закон античной эстетики - требование художественной правдоподобности.
Как свидетельствуют историки культуры, в античном театре актеры использовали маски, которые были своеобраВНОй характеристикой персонажа драмы. Классицисты вместо маски прибегали к фамилиям, что говорят. Мизантроп - персонаж, который ненавидит людей, Тартюф - лицемер (Мольер), София - мудрая, Милон - людям милая (Фонвизин). Однозначную трактовку образа, его статичность классицисты также позаимствовали у античных авторов. Четкое разделение на положительных и отрицательных, можно предположить, также берет начало из традиций античного театра (использование масок как характеристик характера или эмоционального состояния героя). Действительно, трудно представить себе актера, который выходит на сцену с запасной маской за спиной: он мог сыграть только одну эмоцию - гнев, радость или один порок - лицемерие, жестокость и т.д.
Мы затронули лишь те черты классицистической драмы, заимствования которых очевидны. На самом деле влияние античной драмы был гораздо глубже и шире. Эта тема и до сих пор предоставляет широкое поле деятельности для исследователей. В этом произведении лишь частично нарушено отдельные грани рассматриваемой темы, но уже видно, что классицистическая драма почувствовала на себе сильное влияние античной драмы.