ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Эрнст Теодор Амадей Гофман

(1776-1822)

Жизнь и творчество

Эрнст Теодор Амадей Гофман появился на литературной авансцене тогда, когда формирование основ романтизма уже произошло. Как мыслитель Гофман выступает наследником энска школы. Требования, которые там были выдвинуты до идеального художника - универсальность искусства, концепция романтической иронии, сын тезисов искусств, - было в полной мере реализовано в его творчестве. Но между єнцями и Гофманом существовала существенная разница: первые были полны радостной уверенности в том, что романтическое «я» поэта имеет возможность подняться над действительностью, через иронию снять противоречия. Они верили в то, что фантазия является более реальной, чем реальность, и наличие способности к фантазии воспринималась ими как возможность абсолютной свободы, как освобождение от власти материи. Герой Гофмана также воспринимает реальный мир в ироническом плане и пытается вырваться из его оков, но писатель иронизирует и из этой мечты-утопии, и из своего героя-чудака, понимая бессилие романтического «я» перед жестокой силой реальности.

Знаменитый немецкий романтик родился в 1776 году в Кенигсберге. Гофман имел универсальные способности в разных сферах искусства. Он был автором первой немецкой романтической оперы, дирижером, профессиональным музыкальным критиком, театральным декоратором, писателем, музыкантом, блестящим юристом, графику. Удивительно не то, как раВНОобразные способности могла иметь один человек, а как в каждой отрасли Гофман проявлял высокий профессионализм.

В немецком романтизме не было художника более сложного и противоречивого, и вместе с тем более своеобраВНОго и самобытного, чем Гофман. Вся необычная, на первый взгляд беспорядочная и странная поэтическая система Гофмана, с ее двойственностью и разорванностью содержания и формы, смешением фантастического и реального, что воспринималось как своеволие автора, скрывает в себе глубокую внутреннюю связь с немецкой действительностью, полной острых и болезненных противоречий, с такими непростыми муками внешней и духовной биографии самого писателя. Он писал в самый мрачный и тяжелый период немецкой истории, когда большинство европейских стран охватила политическая и церковная реакция, а Германия была раздробленной.

Эрнст прекрасно окончил курс юридических наук в кенигсбергского университета в 1795 году, хотя не чувствовал к юриспруденции особого наклона и продолжал усердно заниматься искусством. К этому же времени относятся его первые литературные попытки в журнале.

В 1804 году Гофмана перевели советником в Варшаву. Здесь он сошелся с Гітцигом, своим будущим биографом, и с романтиком Захаром Вернером; здесь же он основал музыкальное общество, зал которого украсил своей живописью. В этом городе он впервые побывал за дирижерским пультом; здесь было сыграно пять его сонат. В 1805 году родилась дочь Эрнста Цецилия.

Вскоре после вторжения войск Наполеона все прусские чиновники в Варшаве были уволены со службы. Гофман отправился в Берлин - с партитурами нескольких опер в портфеле и с намерением полностью посвятить себя искусству. Но там никто не заинтересовался его операми, не нашел он и места учителя музыки. Наконец ему повезло настроиться капельмейстером в Бамберге; но дела театра шли так плохо, что Гофман вынужден был покинуть его и перебиваться частными уроками и музыкальными статьями.

Постоянным спутником Гофмана становятся нищета. Все пережитое вызвало нервную горячку. Это было в 1807 году, и в этом же году зимой умерла его дочь. В 1810 году один его знакомый, Гольбейн, собирался восстановить бамбергский театр. Гофман помогал ему, работая как композитор, дирижер, декоратор, машинист, архитектор и руководитель репертуара. И через два года театр закрылся. Гофмана вновь обеднела.

26 ноября 1812 года он пишет в дневнике: «... Продал сюртук. чтобы пообедать». С начала 1813 года дела его пошли лучше: он одер жал маленькую наследство и предложение занять место капельмейстері и в Дрездене. Страшные две августовских сражений Гофман пережил в Дрездене: он вынес на себе все ужасы войны, но был бодр духом и даже веселый, как никогда; он в это время собрал свои музыкально-поэтические очерки, написал несколько новых, очень удачных вещей и приготовил к печати ряд сборников своих творческих достижений (среди них повесть «Золотой горшок»). Жан-Поль Рихтер заметил у Гофмана писательский талант и написал предисловие к первому тому. Повесть имела большой успех.

Значительные по объему произведения Гофмана выходят один за одним в ты кому порядке: «Эликсир дьявола» (1816); романы и новеллы для сборника «Ночные рассказы» (1817); «Удивительные страдания одного директора театра " (1819); «Крошка Цахес на прозвище Цинобер» (1819); «Серапіонові братья» (1819); «Жизненная философия кота Мурра» (1820); «Принцесса Брамбилла» (1821); «Мастер Фло, сказка в семи приключениях двух друзей» (1822).

У1819році болезнь вновь настигает его, и он с женой едет 11.ч лечение в Силезию. В это время власть решила поквитаться с писателем-сатириком, который уже находился в тяжелом состоянии. Прикованный к постели, он продолжал диктовать свои рассказы. В сорок си м лет силы Гофмана были окончательно исчерпаны. У него развился туберкулез спинного мозга. Он умер 26 июня 1822 года.

Гофман подводит итоги немецкому романтизму, является самым полным выразителем лучших его стремлений, которым он предоставил небывалой до тех пор яркости и определенности. В творчестве Гофмана, найсуб'єктивнішого и писателя, который превратил каждую свою страницу на палку личную исповедь, столкнулись в неравном единоборстве величие, но одинока в своих муках душа поэта, что требовала правды, свободы, красоты, и жестокий плохо устроен мир, в котором господину социальная несправедливость, в котором все прекрасное и доброе обречено на гибель или на нищенское беспризорное существование. Основной для всего романтизма конфликт - разлад между мечтой и действительностью - приобретя у Гофмана безвыходного, трагического характера. Основная тема его творчества - тема взаимоотношений искусства и жизни.

Особое внимание Гофман сосредотачивает на личности художники Практически все его творчество - от музыкальных новелл («Кавалер Глюк», «Дон Жуан») до романа «Жизненная философия кота Мурра» -- посвящена теме столкновения между художником и пошлой средой, которая его окружает. Первая книга Гофмана, «Фантазии в манере Калло. Письма И дневника странствующего энтузиаста» (1814-1815), утверждает: художник - не профессия, художник - образ жизни. Таким является Ансельм с увели «Золотой горшок. Сказка иВНОвых времен» (1814), Уже эта ранняя повела демонстрирует основные особенности творчества Гофмана: изображая материальный мир, он мастерски передает колорит через эстетическую деталь (действие новеллы происходит в Дрездене, город легко узнается), реально передает тенденции, которые существуют в мире немецкого бюргерства (мечты Вероники являются типичными мечтами духовно ограниченной личности женского пола). В то же время «Золотой горшок», так же как и «Крошка Цахес, на прізвисько Цинобер», поражает своей невероятной фантастикой. Но что затейливее есть приключение, тем очевиднее - все это является плодом неудержимой выдумки писателя, все это сказкой.

Сквозь все творчество Гофмана проходят два потока фантастики.

С одной стороны, радостная, красочная фантастика, что всегда давала наслаждение детям и взрослым и могла вдохновить таких композиторов, «к Вагнер, Чайковский, Шуман («Щелкунчик», «Чужое дитя», «Королевская невеста»), на их замечательные произведения.

С другой стороны, фантастика кошмаров и ужасов, всевозможных видов сумасшествия как художественного воплощения «ночной стороны» души и общественной жизни людей, которыми владеют темные, страшные силы («Эликсир дьявола», «Песочный человек», «Майорат»).

«Крошка Цахес на прозвище Цинобер»

В произведении Е. Гофмана «Крошка Цахес на прозвище Цинобер» рассказывается о событиях, произошедших в маленьком государстве князя Диметрія.

По жанру это сказка-новелла.

Действующими лицами произведения являются карлик Цахес, фея Роза бельверде, студенты Бальтазар и Фабиан, профессор Мош Терпин и его дочь Кандида, маг Проспер Альпанус. Рассказ ведется от лица автора. история о маленьком чудовище разоблачает быт и нравы карликовых княжеств, которые еще имели место в Германии.

В государстве князя Деметрия каждый житель имел полную свободу, поэтому сюда злетілася большое количество фей и магов, которые больше всего на свете ставят свободу. Но вскоре Деметрий умер. Его место занял Пафнутий, который считал, что волшебникам на его землях не место. В княжестве осталась только фея Розабельверде, которая уговорила Пафнутія предоставить ей место в приюте для благородных девиц.

Однажды, когда Розабельверде в прекрасном настроении гуляла в лесу, на обочине дороги она увидела крестьянку Лизу, которая спала. Рядом с ней лежал корзину с хворостом, в котором был ее сын, крошка Цахес. Это была страшная уродина со старческим лицом, тоненькими, как веточки, ножками. Пожалев эту тварь, фея начала расчесывать своим гребешком его спутанные волосы. Когда мать проснулась, феи уже рядом не было. Крестьянка отправилась в путь. По дороге она встретилась с местным пастором, который был очень поражен уродством малыша, хоть и сказал, что тот хорош собой, и даже предложил взять ребенка на воспитание. Лиза была рада избавиться от этого бремени, но не могла понять, чем именно мог понравиться ее уродливый сын пастору.

А тем временем в Керпеському университете учится молодой поэт Бальтазар, который любит Кандиду, дочь своего профессора Моша Терпіна. Неожиданно среди университетского люда появилось новое лицо - крошка Цахес, который имеет необычный дар привлекать к себе людей. Если кто-то в его присутствии говорит что-то остроумное, все считают, что это сказал Цинобер (так теперь называют крошку Цахеса), но если Цинобер мерзко скулит, что он любит делать, обвиняют не его, а кого-то другого. Все восхищаются изяществом и ловкостью Цинобера, он очаровал даже Кандиду.

Чары Цинобера действуют на всех людей, состояние которых похож на массовый психоз. Только два студента - Балтазар (по замыслу автора, он ревностно охраняет сказочный мир природы и поэзии от вторжения пошлости и обыденности) и Фабиан - замечают, что карлик на самом деле уродливый и злой. Чем дальше, тем больше благ достигает карлик ложью. Он становится экспедитором в министерстве иностранных дел.

Глубокий замысел воплощен в необычной судьбы уродца Цахеса, судьбы, обусловлена тем загадочным для романтика законом, по которому материальные и духовные блага в буржуаВНОм обществе распределяются неравномерно: тот, кто имеет власть, присваивает себе плоды ума и рук тех, кто ничего не имеет.

Однажды к княжеству прибывает доктор Проспер Альпанус, который на самом деле является магом. С помощью магического зеркала он показывает Балтазару и Фабиану, которым является карлик на самом деле, потом вызывает фее Розабельверде и уведомляет ее, что в будущем карлик натворит много беды. Фея соглашается заниматься Цинобером и ломает гребешок, которым она когда-то расчесывала его кудри.

Волшебная сила гребешка была в трех огненных волосинках, которые фея наделила колдовской силой: все чужие заслуги приписывались их владельцу, а все его пороки - другим, и мало кто мог видеть правду. Теперь эти волоски нужно было вырвать, что и сделали Бальтазар и Фабиан. Это случилось именно в тот момент, когда должны были состояться помолвка Цинобера с Кандідою. Все вдруг увидели карлика таким, каким он был на самом деле. Его выбрасывают вон, он бежит до своего дворца и тонет в серебряном горшке.

Однако фея после смерти Цинобера делает последнее благодеяние - превращает его в красавца. Не забывает фея и матери карлика, крестьянки Лизы: на ее участке выросла замечательная сладкий лук, и женщина становится поставщица княжеского двора этой луком. А Балтазар женился на красавице Кандідою на радость ее родителям.

Автор приходит к выводу, что богатство и человеческая глухота, то, что люди забывают законы природы и красоты, приводит к господству нелепости и пошлости. Но Гофман верит в великую силу искусства - победа его на страницах сказки возможна, но в мире людей все гораздо сложнее: этим и объясняется ироничный финал произведения.

Таким образом, в произведениях Гофмана, также как и в произведениях многих других романтиков, отражено столкновение двух миров: материального и духовного. Два параллельных мира могут перекрещиваться (как в «Золотом горшке»), могут не замечать друг друга, но всегда существует трагическая, хотя и иронически осмыслен противоречие между миром таланта и фантазии и миром бездуховности и ограниченности.

Непонятый современниками, Гофман начал восприниматься на уровне пророка через несколько десятилетий после смерти. По, Бальзак, Достоевский, Блок, Кафка и многие другие писатели считали Гофмана своим учителем.