10 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА XIX ВЕКА
Чем опасны Бєликови? (По рассказу А. П. Чехова «Человек в футляре»)
Теплая погода. Ясный, радостный, хотя и не солнечный день. Странная особа в темном теплом пальто на вате, в темных очках, в калошах, с зонтиком в чехле, садится на извозчика и приказывает поднять верх.
Удивленный возница пытается что-то переспросить, но вдруг понимает, что вопросы задавать бесполеВНО: уши его пассажира заложены ватой.
Ну что же! Поехали! Куда? Подальше от настоящего, поглубже в прошлое, к древним языкам, к любимой греческого - да куда угодно, лишь бы подальше от действительности, от реального, такого страшного и непонятного жизни.
Нет, это не герой фильма ужасов и не наемный тайный агент. Это учитель Беликов, герой рассказа Чехова «Человек в футляре». Этот человек уже при жизни похоронила себя в своих чохольчиках и футлярах, в непроницаемой оболочке, которую сама себе создала. Ну и Бог с ним, как хочет, так и живет. И это было бы его личным делом, если бы жил он в норке, как премудрый пескарь, который «жил - дрожал и умирал - дрожал». Но Беликов, дрожа сам, пятнадцать лет заставляет трепетать всю гимназию - и учеников, и учителей. Ученикам он снижает баллы по поведению, требуя исключения неугодных, коллегам намекает на то, что есть «высшие инстанции». Дрожит весь город: «боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте...» Кто боится, у того в глазах двоится, поэтому и терпят Беликова, видя в нем уже не рядового учителя - маленького человека, а большую угрозу. И Беликов действительно представляет угрозу. Вот он поднимается к учителю Коваленко. Чтобы «облегчить душу», как доброжелатель и старший товарищ, предостеречь: «Вы катаетесь на велосипеде, а эта забава совсем не приличная для воспитателя юношества». Дело не в велосипеде, а в жизненной позиции: «Вести себя надо очень, очень осторожно».
Неожиданно Коваленко снимает с волка овечью шкуру: «Я не люблю фискалов». Впервые в жизни Беликов услышал правду о себе. Впервые испугались не его, а он кого-то. Этого оказалось достаточно, чтобы на лице Беликова отразился ужас. Но страх и ужас - движущие пружины подлости, что превратила доброжелателя в доносчика, который считает свой благородный долг «доложить господину директору». Коваленко достаточно было только «пхнути» Беликова, чтобы тот покатился по лестнице, гремя своими калошами». Падая по ступенькам, он падал в собственных глазах. Он скатывался с той высоты, на которую сам себя и водрузил, поддерживая свою значимость страхом, которым, как страшной инфекцией, заражал всех.
«Випихання» иВНОрмальной человеческой среды вполне хватило для того, чтобы Беликова выпихнули из жизни.
Начата Пушкиным и Гоголем галерея образов «маленьких людей» нашла свое достойное продолжение в образе Беликова. Мы сочувствуем умершим от горя Виріну и Башмачкину, вмерлому от страха Черв'якову, презираем премудрого пескаря. Но никто из них не мешал другим - они жили по принципу: «Моя хата с краю». Беликов же въехал со своим домом в чужую жизнь, беспардонно и беспощадно разрушая его. После смерти его лицо, освобожденное от страха, наконец стало веселым и ласковым. В гробу Беликов выглядел по-человечески.
Вот почему, как пишет Чехов, «хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие». Его смерть - намек, слабая надежда на другое, свободное, жизнь, и даже этого достаточно, чтобы душа обрела крылья. Но... «сколько еще таких человеков в футляре осталось... и сколько их еще будет...»
Нет, не смешон, а страшен Беликов и ему подобные. Беликов - белый. Не чистый, как первый снег или фата невесты, а лишенный цвета, обесцвеченный от рождения альбинос - но не внешне, а внутренне никакой.
В постоянном черном футляре он заживо похоронил себя, потому что гроб - это последнее, пожизненный футляр, а любой футляр - гроб при жизни.
|
|