Романтизм в Германии
Во Франции происходили события Великой революции, а патриархальные немцы смотрели и осмысливали исторические события. В 1798 г. в Єнському университете возникает кружок интеллектуалов (А. В. и Ф. Шлегелі, Новалис, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Ф. Шлейермахер, Л. Тик), который просуществовал лишь до 1801 г., но успел за это время разработать философско-эстетическую теорию романтизма.
Єнцям была присуща утопия эстетического преображения мира, идеал групповой универсальной культуры, в которой сливаются искусство, философия, наука и религия, идеи всеобщего символизма, романтической иронии и т. д.
Орган Енських романтиков - журнал «Атенеум» (1798-1800) - стал центром опытов создателей нового искусства. Публикации в нем выходили главным образом в непонятном для сторонников рационалистической формы жанре фрагмента, который выступил синтезом науки и искусства, формой, которая преодолевает все догматическое, застывшее, конечное.
«Истинный поэт не просто знает, он ведает: он является вселенной в малом подведении», - утверждал Новалис. Так открылась тема, которая является программной не только для немецкого, но и европейского романтизма - тема художника, противоположной обычной среде, которое осмысливается как враг настоящего искусства.
«Поэт постигает природу лучше, чем разум ученого», - утверждал он.
Следующее поколение романтиков появляется в Гейдельберге. Преподаватели этого университета А, фон Арним и К. Брентано с 1805 до ІК08 г. публикуют сборник «Волшебная свирель мальчика», которая вызовет большой резонанс в стране. Мировое сообщество, да и сами немцы, впервые увидели и оценили очарование народных баллад о докторе Фаусте, о крысолове из Гамельну и др.
Некоторые из стихотворений, вошедших в сборник, были авторскими, отдельные созданные по мотивам народных легенд. Например, балладу «Лоре Лей» (1802) создал Брентано, и все равно - Гейне мог с полным правом сказать, что в этих балладах «бьется сердце немецкого народа». Еще более широкий отклик получили «Детские и семейные сказки» (1812-Ж22) братьев Гримм. Якоб и Вильгельм Гримм провели огромную работу по сбору и публикации сугубо народных сказок, стараясь сохранить особенности речи, колорит народного повествования. Для позиции гейдельберзьких романтиков (Л. А. фон Арним, К. Брентано, братья Гримм, Й. фон Ейхендорф) характерен традиционализм, обращение к национальной старине, фольклору. Они создали научные основы современной фольклористики и диалектологии, виснували мифологическую школу в литературоведении, которая в свою очередь явилось проблему народности искусства.
Немецкий романтизм есть вообще чрезвычайно богатым и значимым явлением. Йозеф фон Ейхендорф, Людвиг Уланд, Адельберт Шаміссо, Вильгельм Мюллер оставили глубокий след в мировой литературе.
Но целой эпохой в немецкой и мировой поэзии является творчество Генриха Гейне. К своей «Книги песен» (1827) поэт включил поэтические циклы, которые он публиковал с 1821 г. - «Страдания юноши», «Лирическое интермеццо», «Возвращение на родину», «Северное море».
|
|