11 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ РУССКАЯ ПОЭЗИЯ
Романтический мир раннего Блока
Александра Блока называют последним великим поэтом старой, дореволюционной России. С его смертью (в 1921 году) закончилась целая полоса русской поэзии, ее «серебряный век», что сегодня часто называют «блоківським». Как истинный художник, Блок тонко воспринимал изменения в обществе и отражал их в своем творчестве. Поэт-лирик, лично далек от суровой прозы жизни, он «зрением и слухом» улавливал приближение «невиданных мятежей» и «неслыханных перемен». Но все это будет позже, когда в 1904-1905 годах он увидит, что снег вступает в новую трагическую эпоху, что «голубое», «золотое», «розовое» меняется «кровавыми» звездами, «красными сумерками».
Ранний Блок совсем другой. В юности он испытал сильное влияние модных в 1890-е годы мистических религиоВНО-философских течений, в частности, влияние поэта, богослова и философа Владимира Соловьева. В ранней лирике Блока все овеяно атмосферой мистической тайны и суда, который происходит. Языком поэзии Блок передавал «надежды нездешние» на явление Вечной Девы (она же - Величавая Вечная Жена, Прекрасная Дама, Дева - Заря). В этом образе для него воплощалось некое единое божественное начало, что должен спасти мир и возродить человечество к идеально построенного жизни:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В ранней лирике Блока все «робко и темно», шатко и тускло, время неосязаемо: только «намек» весенней песни, только клочок светлого неба, какие-то блики, какие-то предчувствия.
Тема ожидания каких-то чудесных перемен - господствующая в юношеской лирике Блока:
Из отголосков далекой речи,
С ночного неба, с полей дремотных,
Все мнятся тайны грядущей встречи,
Свиданий ясных, но мимолетных.
Поэт уже чувствует неясную тревогу, ловит ее знаки, но пытается скрыться от «бури жизни» в идеальном мире грез и фантазий, где нет ни человеческих слез, ни мук, а есть только музыка, розы, лазурь, «улыбки, сказки и сны». Даже свои реальные переживания и впечатления юный Блок стремится истолковать в духе метафизическом.
Но живое чувство молодой романтической души упрямо прорастает сквозь зыбкую обо-лонку условного мира. И тогда пейзажи и любовные сюжеты находят художественную плоть. Вот перед нами картина летнего вечера, в которой нет ничего мистического:
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошенной границы.
В стихотворении «Мы встречались с тобой на закате...» возникает образ вполне земной девушки. Вечерний туман, рябь воды, весло в руках героини усиливают ощущение реальности. В стихотворении «Давно хожу я под окнами...» описаны переживания юноши в ожидании встречи с любимой. Они понятны каждому, кто был молод.
В ранних поэтических произведениях Блока немало образов, связанных с русской историей, фольклором. Здесь и «последней страсти кубок пенный», и «далекий неведомый град», а также «твердыни многовековые», «святость веков», «строгие образы», «древняя келья». В стихотворении «Я вырезал посох из дуба...» навстречу герою выходит «молодая, с золотой косою, с ясной открытой душой. Месяц и звезды в косах...» Яркие страницы российской истории возникают в строках стихотворения «Гамаюн, птица вещая». Художественное чутье поэта предсказывает здесь и картину близкого будущего России.
Многообразие поэтических образов ранней лирики Блока отражает напряженные творческие поиски поэта, его попытки найти ответ на еще смутные духовные запросы. В то же время в его стихах чувствуется душа юная и страстная. После их прочтения остается чистое, светлое чувство упоения жизнью, молодостью, любовью.
|
|