ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ

Романтический мир раннего Блока

Александра Блока называют последним великим поэтом старой, дореволюционной России. С его смертью (в 1921 году) закончилась целая полоса русской поэзии, ее «серебряный век», что сегодня часто называют «блоківським». Как истинный художник, Блок тонко воспринимал изменения в обществе и отражал их в своем творчестве. Поэт-лирик, лично далек от суровой прозы жизни, он «зрением и слухом» улавливал приближение «невиданных мятежей» и «неслыханных перемен». Но все это будет позже, когда в 1904-1905 годах он увидит, что снег вступает в новую трагическую эпоху, что «голубое», «золотое», «розовое» меняется «кровавыми» звездами, «красными сумерками».

Ранний Блок совсем другой. В юности он испытал сильное влияние модных в 1890-е годы мистических религиоВНО-философских течений, в частности, влияние поэта, богослова и философа Владимира Соловьева. В ранней лирике Блока все овеяно атмосферой мистической тайны и суда, который происходит. Языком поэзии Блок передавал «надежды нездешние» на явление Вечной Девы (она же - Величавая Вечная Жена, Прекрасная Дама, Дева - Заря). В этом образе для него воплощалось некое единое божественное начало, что должен спасти мир и возродить человечество к идеально построенного жизни:

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В ранней лирике Блока все «робко и темно», шатко и тускло, время неосязаемо: только «намек» весенней песни, только клочок светлого неба, какие-то блики, какие-то предчувствия.

Тема ожидания каких-то чудесных перемен - господствующая в юношеской лирике Блока:

Из отголосков далекой речи,

С ночного неба, с полей дремотных,

Все мнятся тайны грядущей встречи,

Свиданий ясных, но мимолетных.

Поэт уже чувствует неясную тревогу, ловит ее знаки, но пытается скрыться от «бури жизни» в идеальном мире грез и фантазий, где нет ни человеческих слез, ни мук, а есть только музыка, розы, лазурь, «улыбки, сказки и сны». Даже свои реальные переживания и впечатления юный Блок стремится истолковать в духе метафизическом.

Но живое чувство молодой романтической души упрямо прорастает сквозь зыбкую обо-лонку условного мира. И тогда пейзажи и любовные сюжеты находят художественную плоть. Вот перед нами картина летнего вечера, в которой нет ничего мистического:

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошенной границы.

В стихотворении «Мы встречались с тобой на закате...» возникает образ вполне земной девушки. Вечерний туман, рябь воды, весло в руках героини усиливают ощущение реальности. В стихотворении «Давно хожу я под окнами...» описаны переживания юноши в ожидании встречи с любимой. Они понятны каждому, кто был молод.

В ранних поэтических произведениях Блока немало образов, связанных с русской историей, фольклором. Здесь и «последней страсти кубок пенный», и «далекий неведомый град», а также «твердыни многовековые», «святость веков», «строгие образы», «древняя келья». В стихотворении «Я вырезал посох из дуба...» навстречу герою выходит «молодая, с золотой косою, с ясной открытой душой. Месяц и звезды в косах...» Яркие страницы российской истории возникают в строках стихотворения «Гамаюн, птица вещая». Художественное чутье поэта предсказывает здесь и картину близкого будущего России.

Многообразие поэтических образов ранней лирики Блока отражает напряженные творческие поиски поэта, его попытки найти ответ на еще смутные духовные запросы. В то же время в его стихах чувствуется душа юная и страстная. После их прочтения остается чистое, светлое чувство упоения жизнью, молодостью, любовью.