ЛИТЕРАТУРА РОМАНТИЗМА. ОТ РОМАНТИЗМА К РЕАЛИЗМУ
Романтизм как литературное направление и как универсальное мировоззрение
Внешним толчком, который привел к возникновению сначала теории романтизма, считается Великая Французская революция, которая вызвала разочарование в деятельности философов-рационалистов XVIII в. Декарт, Локк, Дидро, Руссо, Даламбер утверждали: человек является феноменом умным, ее интеллект способен покорить Природу, построить справедливое общество. Попытка построить такое общество состоялась во Франции 1879-1894 гг. Началась Великая революция красиво: тысячи людей в едином стихийном порыве разрушили самую страшную тюрьму Франции - Бастилию, символ средневековья и жестокого насилия со стороны государства и церкви. На улицах Парижа зазвучало хороший лозунг: «Свобода! Равенство! Братство!» А потом к власти пришли якобинцы во главе с Робеспьером и начали массовые расправы над аристократами. Аристократов и несогласных было много, и врач Же. Гильотен изобрел машину для отрубания голов, которая по имени своего изобретателя получила название «гильотина» и приобрела значение символа Великой Французской революции в ее обратном смысле.
«И это есть справедливое, разумное общество, которое обещали просветители?» - спрашивали мыслящие люди во всем мире и приходили к выводу: «философы ошиблись. Но первые романтики, а к ним относят Ф. Гельдерлина и деятелей энска университетской школы (Германия), В. Блейка, У. Вордсворта, С Кольриджа (Англия), Г. Шатобриана, Жермену де Сталь, Э. Сенанкура (Франция), не только отрицали наследие просветителей, а и использовали ее. Руссоїстський культ чувства и природы, фатализм позднего Дидро, культурологические идеи Гердера легли в основу романтической теории. Поэтому сентиментализм Стерна и Руссо, стихийность «Бури и натиска», загадочность позднего Гете и культ красоты Шиллера называют «перед романтизмом».
Философскую основу романтизма было создано в Германии. И здесь неоспоримым есть заслуга Фридриха Шеллинга.
«Искусство позволяет целостному человеку достичь высот познания», - утверждал он в «Философии искусства». За Шеллингом, познать Вселенную можно только соединив ум и интуицию. Художник как носитель гениального духа, в момент напряжения всех духовных сил объединяется со Вселенной (тождество субъекта и объекта). Выразить то, что он почувствовал, можно только силами искусства, и то частично, потому что человеческая речь является еще достаточно примитивным инструментом.
Бальзак назвал искусство романтизма «искусством образов», и это является правомерным. Романтики создавали образы огромного, мифологического масштаба, образы-мифы. Итак, Старый Мореплаватель Кольриджа, Манфред Байрона, Квазимодо Гюго является не просто литературными персонажами. Они воплощают глобальную философскую мысль - о неприкосновенности Природы (Старый Мореплаватель), о революционных изменениях в обществе (Квазимодо). Сказанное не означает, что художники-романтики абсолютно не интересовались общественной жизнью. А. А. Елистратова назвала поэзию Байрона «поэзией политики», в недрах романтизма возник социальный роман (Виктор Гюго, Жорж Санд, Эжен Сю), но большая часть художников-романтиков уже же противопоставил собственное творчество злободневности, пытаясь проникнуть в вечные, надвременную сферы силой искусства.
Свобода была неоспоримой ценностью для всех поколений романтиков. Великая Французская революция показала величие человеческого духа, вдохновленного чувством собственной независимости от тысячелетних авторитетов. Но она показала невостребованность самостоятельности для широких масс, для которых свобода обернулась разрухой, голодом, потерей привычных условий жизни. Такую философии немецкого романтизма зарождается мысль о существовании двух миров - материального и духовного, которая позже выльется в идею двоемирие.
Так на страницах романтических произведений появились два мира: мир обывателей введено, самодовольных обывателей, что характеризуется лицемерной, святенницькою поведением, и мир романтиков, которые существуют по законам иного, духовного мира.
Впрочем, достичь истинной свободы творчества только через презрение к потребителям невозможно. Потому что тогда человек остаются рабом самого себя. Собственный эгоизм заставляет ее творить не по законам Большой Вселенной, а по законам уродливой корысти. Таким образом, несмотря на огромное значение творческого «я», романтическая ирония заставляет творца иронично относиться и к себе самому, и к собственному писания, и даже к романтизму. Только путем уничтожения малого «я» и открытие «Я» великого можно прийти к истине.
Поздний этап развития романтизма приобретает качеств демонизма. Ироничное отношение к реальности меняется на ненависть к ней. В произведениях Гофмана, Байрона, Мюссе появляются мотивы эстетизации зла, преступления. Отказ романтического героя от общепринятых норм жизни начинает трактоваться как единственный возможный для художника выбор. «Демонические» романтики никогда не были рабами зла, они разделяли его на бытовое, дрянная, и на зло, которое относится к «царству духовного». На последний они смотрели с уважением и отождествляли его с пренебрежением талантом и волей.
Романтизм как направление прекратил свое существование в конце XIX в. с исчеВНОвением имеющихся литературных кругов, но романтизм как универсальное мировоззрение остался и занял очень важное место в контексте развития дальнейших направлений конца XIX -- начала XX вв. (символизм, импрессионизм, неоромантизм), занял он почетное место также и в широкой течения модернизма XX века.
Итак, выделим общие черты романтического типа творчества:
- стремление к субъективизации процесса творчества, осознание собственной чуждости «толпы», что живет примитивными интересами и считает себя хозяином мира;
- увлечение фольклором, тяготение к экзотического, необычного фона изображения, до невероятных ситуаций и неординарных героев, нередко отражают авторскую личность;
- мифологизация действительности через обращение к формам символізування, гротеска, фантастики;
- осознание катастрофической раздробленности нового времени и « побег >> от него в мир иллюзии, мечты, сказки; отсюда - интерес к фольклору, национальной истории и национального колорита как к средствам, которые помогают вернуть состояние детской целостности и живописной непосредственности.
|
|