ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература сокращено. Все произведения школьной программы в кратком изложении.

9 КЛАСС

 

АДАМ МИЦКЕВИЧ

 

ДЗЯДИ1, МОНОЛОГ КОНРАДА

 

(сцена II, Импровизация)

(Краткое изложение)

Віленсько-ковенські «Дзяды»

Призрак

(Пролог)

В стихотворном вступлении посреди ночи на кладбище встает призрак юноши, который из-за несчастной любви покончил жизнь самоубийством. Теперь он обречен находиться в промежуточном состоянии - между миром умерших и миром живых. Встав из гроба, он страдает, тоскует по любимой и с нежностью вспоминает прошлое.

 

1 Дзяды, или деды, - это умершие предки.

 

В прозаическому вступлении автор объясняет, что Дзяды - это старинный народный обряд чествования памяти умерших, в основе которого лежит культ предков (дедов). Борясь с остатками языческих верований, церковь пыталась искоренить этот обычай, поэтому народ производил Дзяды тайно, в молитвенных домах или домах, которые пустуют, возле кладбищ, где люди ставили ночью угощение, призвали неприкаянные души и пытались помочь им обрести вечный покой.

Часть II

Автор описывает процедуру проведения старинного языческого обряда дзядів.

Ночью в часовне Волшебник с помощью заклинаний вызывает души умерших. Старец и хор подпевающих ему. Крестьяне с помощью священника вызывают духов и вступают с ними в диалог. Души двух невинных детей просят горчичных зернышек. Страшный призрак покойного господина вымаливает у своих крестьян хоть крошку хлеба, потому что только тогда прекратятся страдания злодея. Но люди, которых заморил он когда-то голодом, превратились после смерти на воронов и сов и теперь вырывают еду в жестокого господина из глотки.

Последним приходит призрак юноши-самоубийцы, о котором говорилось в прологе. С бледным и ужасным ликом, с раной в сердце, что кровоточит, призрак в трауре направляется к женщине. Не смотря ни на какие заклинания, призрак идет следом за женщиной, та же смеется в ответ.

Сцена заканчивается неудачной попыткой колдуна наладить контакт с призраком.

Часть IV

Ночь. Отшельник в полотняном одеянии, покрытом листьями и травой, появляется в доме ксендза, который в это время молится за усопших. Пришелец рассказывает священнику о трагическую историю своей любви к девушке Марыле, о ее предательстве и свое самоубийство. Он познается, что, начитавшись книг, в поисках идеальной любви, объездил весь мир, а потом встретил ее, тут, рядом, «чтобы потерять навеки». Ксендз с сожалением смотрит на несчастного, что горячо и беспорядочно рассказывает про свою большую любовь, обильно пересыпая речь цитатами из Шиллера и Гете. Он замечает, что есть люди более несчастные, но юноше равнодушно к чужим страданиям, он оплакивает свою Марилю: она жива, но мертва для него. «Мертв тот, кто всеми силами не помогает ближним!» - восклицает ксендз. Пришелец глубоко поражен, ведь именно эти слова сказала ему на прощание Марыля. Друзья, наука, родина и слава - все это ерунда! Но ведь когда-то он верил в это! Высокие порывы ушли вместе с юностью...

Поет петух, гаснет первая свеча, и ксендз вдруг узнает в пришельцу своего ученика Густава, «красоту и гордость молодежи», что пропадал где-то много лет. Ксендз предлагает юноше остаться, но Густав отказывается, потому что ему нечем отплатить за заботу. Он снова в отчаянии вспоминает любимую, что предпочла почестям и золотую, но не обвиняет ее, потому что сам не мог дать ей ничего, кроме любви до самой смерти... Юноша умоляет ксендза не рассказывать Марыле, что Густав умер с горя, - и бьет себя в грудь кинжалом.

Вторая свеча гаснет. Густав прячет кинжал и объясняет ксендзу, что лишь повторил для назидания сделанное ранее. Он появился лишь для того, чтобы просить ксендза вернуть людям Дзяды: ведь покойным так нужны искренние слезы и молитвы живых! Сам Густав стал после смерти тенью своей любимой и будет с Марилею до ее кончины, когда они встретятся на небесах. Ведь он испытал рядом с ней райское наслаждение, а тот, кто на небе был хоть раз живым, мертвый туда попадает не сразу!

Бьют часы. Густав исчезает.

Дрезденские «Дзяды»

Часть III

В действий части рассказывается о событиях, свидетелем и участником которых был сам Мицкевич.

В прозе форме писатель изображает страдания Польши под властью Александра И, вспоминает безжалостные гонения, которые обрушились в 1823 г. на польскую молодежь, которая училась в Вильно и стремилась сохранить родной язык и национальную культуру. Автобіографічністю обозначен и один из центральных образов этой части - романтичного юношу-поэта Конрада, в которого вращается в царской тюрьме бывший призрак Густав.

В Вильно, в монастыре родителей базиліанів, превращенном в тюрьму, спит узник Конрад. Ангелы и демоны спорят, борясь за его душу. Проснувшись, заключенный понимает: если его враги, «отняв у барда язык», отправят его в изгнание, туда, где песня его будет непонятной, то он станет для родной страны живым мертвецом.

Конрад снова засыпает. Дух же увлекается силой человеческой мысли.

Ночью заключенные, пользуясь сочувствием стража-поляка, собираются в камере Конрада, смежной с костелом, и празднуют Рождество. Томаш, которого юноши считают своим вожаком, объясняет схваченному сегодня Жеготе: сенатор Новосильцев, что впал в немилость «за то, что пьянствовал и воровал открыто», теперь пытается выслужиться перед царем, придумать заговор среди поляков, оболгать их и тем спасти себя. Благородный Томаш готов взять всю вину на себя.

Товарищи с иронией рассказывают Жеготе об ужасах приговоров, вспоминают о кибитки, которые отвозят закованных в цепи мальчиков в Сибири, о солдатах, которые тянут избитых до полусмерти заключенных. С тех кибиток часто слышать возгласы патриотов: «Вечная слава Польше!» Заключенные напевают веселую песенку о том, как будут добывать в Сибири руду, чтобы выковать топор для царя. Глядя на мрачного Конрада, друзья понимают: он охвачен вдохновением.

Сцена II

Монолог Конрада

Сцена II, которая посвящена так называемой Импровизации - монолога Конрада, в котором он выражает свое загальносвітоглядне и национально-патриотическое кредо, является одной из кульминационных вершин части III. В этой импровизации превоВНОсится поэтическое слово, из которого рождаются высокие мысли, подчеркивается особой роли поэта, который сравнивается с Творцом вселенной, играет на звездной клавиатуре человеческих судеб и поет песни:

Я, мастер, протягиваю руки!

К небу протянул - и вот кладу я руки

На заре-клавиши гармонии стеклянной,

То буйным, то медленным движением

Сливаю их, делю и сполучаю.

Миллион тонов плывет; и тонов в миллионе

Я каждый тон получил и знаюсь в каждом тоне;

Сливаю их, делю и сполучаю,

В аккорды пышные, в строфы их сплетаю,

В соцветия молний и радуги ясной.

Вот я отнял руки, поднял над мира грани -

И звезды-клавиши остановились в молчании.

Пою и слушаю те песни,

Как дуновениями ветра протяжные и игривые;

Жизнь человеческого в них вся гамма проплывает.

В них стонут сожаления, гнев говорит

И глухо века им вторят.

А каждый звук поет, и играет, и пылает, -

В глазах и в ухах он у меня.

Как ветер, что колышет волны;

Его в облаке вижу белой,

В свисте слышу лет его безумный.

Бога, природы-песня достойная,

Творчества песня величественна и стройна,

Песня такая - то сила и действие,

Песня такая - то бессмертие надежда!

Бессмертие слышу я, его творить могу, -

А большего ведь и ты не создашь. Божье?

Конрад поет гневную песню, призывая к великой мести, и падает, теряя сознание. Друзья его разбегаются, заслышав шаги патрульных. А Конрад, поднявшись, говорит об одиночестве поэта.

Теперь душа моя вся воплощена в отчизне;

Она - жизнь моя и дыхание.

Родина, я - существо единое.

Зовусь миллионом я, ибо за миллионы ближних

Люблю я и терплю страдания.

Смотрю на бедную родину,

Как сын на отца, прикованного к плахи;

Я слышу боль своего народа,

Как иметь в лоне боль своего вчуває плода.

Перевод Б. Тэна

Юноша снова падает без памяти. Демоны злятся: если бы он в гордыне своей продолжил свой спор с Богом, они получили бы душу поэта! Но, увидев ксендза Петра, которого привел страж, черти разбегаются. Петр изгоняет из Конрада злого духа. Ангелы просят Всевышнего простить поэта, ведь хотя он и не чтил Бога, но любил свой народ и страдал за него.

Комментарий

Драматическую поэму А. Мицкевича «Дзяды» (другое название - «Поминки»), в которой поэт выразил свои самые сокровенные мысли и чувства, в ярком романтическом духе раскрыл биографию своей души, свои юношеские мечты и надежды, считают наивысшим достижением польского романтизма.

Название поэмы связана со старинным языческим обрядом почитания памяти предков, который, несмотря на запрет католической церкви, отправляли в белорусских и литовских селах. Суть обряда заключалась в попытке налаживания своеобраВНОго связи между миром живых и миром умерших, в частности тех, души которых якобы находятся в чистилище, после которого они, в зависимости от степени греховности, попадали либо в рай, либо в ад.

Поэма состоит из четырех частей, которые имеют вид тематически обособленных сюжетов, причем рассказ начинается не частью, а сразу частью II, по которой идут часть IV, затем часть III, а дальше - отрывки к части III, которые составляют специфический, сюжетно обособленное приложение к сочинению (их можно рассматривать как отдельную часть). По месту, где они были написаны, части «Дзядів» принято называть віленсько-ковенськими и дрезденськими «Дзядами».

Главная идея, объединяющая все части поэмы А. Мицкевича, - резкая критика деспотической системы царской России, методов «решения» ею национального вопроса (эти методы поэт испытал на себе, поскольку потерпел политических репрессий, о которых и рассказывает в своих «Дзядах»).

Отрывок третьей части «дрезденских» «Дзядів» стал едва ли не самым острым в польской литературе обвинению царской тирании. Ее проявления Мицкевич видит даже в особенностях географии страны. Россия представляется ему в виде бесконечной и безлюдной заснеженной пустыне, центром которой является Петербург; его поэт сравнивает с библейским Вавилоном - городом, символизирует моральный разврат и испорченность. И Петербург, и Россия ассоциируются у Мицкевича с огромной казармой, на которую царь превращает всю страну.