И семестр
МИФ И ЛИТЕРАТУРА
УРОК № 11
Тема. Седьмой подвиг Геракла: Авгиевы конюшни
Цель: познакомить с мифом о седьмой подвиг Геракла, пополнять «Словарь древнегреческих имен и названий»; совершенствовать навыки анализа текста; усвоить значение фразеологизмов мифологического происхождения; осуществлять межпредметные связи.
Оборудование: мифологический словарь, книга М. Куна «Мифы и легенды Древней Греции», тексты миниатюры Ф. Крівіна «Авгиевы конюшни».
Во многих делах можно обойтись одним умом,
без храбрости, но ни в чем нельзя ограничиться
одной храбростью, без ума.
Индийская народная мудрость
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания.
Предание о первом подвиге Геракла от 1-го лица.
II. Мотивация учебной деятельности
На доске записан высказывание, в котором закрытое слово, что можно отгадать, расшифровав анаграмму:
МОРУЗ (УМ)
Согласны ли вы с таким мнением?
III. Изучение нового материала
1. Подготовка к восприятию произведения
Знаете ли вы, что означает выражение «авгиевы конюшни»? (Грязь, беспорядок, заброшенные дела)
Сегодня мы узнаем о происхождении этого фразеологизма.
2. Работа со словариком
Копрій - глашатай царя Авгия
Элида - страна, где правил царь Авгия.
Эос - богиня утренней зари.
Авгий - елідський властитель, сын Гелиоса и Гірміни; имел много скота, стойла которого не вичищалися 30 лет. С именем Авгия первоначально связывалось понятие о солнечное божество; грязь в конюшнях - это туман и облака, что их разгоняет солнечный день.
3. Чтение мифа «Авгиевы конюшни»
4. Проверка понимания прочитанного
Тест
1) Очередное задание Еврисфея Гераклу было:
а) опасным;
б) унизительным; v
в) легким.
2) Услышав о задача вычистить Авгиевы конюшни, Геракл...:
а) вздохнул с облегчением;
б) задумался;
в) спаленів от образы. v
3) Прибыв в Элиды, герой увидел:
а) роскошный дворец Авгия;
б) конюшни, что напоминали сплошное болото с умопомрачительным вонью; v
в) множество скота на зеленых долинах.
4) Геракл потребовал за вычищения конюшен:
а) десятину скота Авгия; v
б) бессмертие;
в) благодарность Еврисфея.
5) Как герой вычистил конюшни Авгия?
а) Носил на плечах вонючие коши с навозом;
б) нашел себе помощников;
в) прокопал канаву, и река вымыла стайні. v
6) Как реагировал на поступок Геракла царь Авгий?
а) Обрадовался и искренне благодарил герою;
б) не мог поверить в то, что произошло;
в) выгнал Геракла вместе с сыном Філеєм. v
5. Беседа
• Почему Геракл не пошел сразу к дворцу Авгия, а остался возле конюшен? (Он хотел посмотреть, что ему нужно будет сделать, сосредоточиться, подумать над тем, как решить эту проблему.)
• Чем этот подвиг героя отличался от предыдущих? (Ранее Гераклу больше были нужны отвага и сила, а теперь понадобился и ум, потому что только умный человек мог найти такой выход из сложной ситуации.)
• Можно ли назвать такой поступок подвигом героя? (Да, потому, что за один день вычистить то, что забруднювалося 30лет, да еще и сделать это самостоятельно - это не обычный поступок, а подвиг.)
• Была ли польза от этого поступка Геракла кому-либо, кроме Авгия? (Так, облегченно вздохнули люди с окрестных деревень, до которых донесся смрад из царских конюшен и отравлял им воздух.)
• О каких чертах характера героя можно сделать выводы? (Разум, мудрость, любовь к людям)
6. Литературные параллели
- А теперь перенесемся вместе с героями миниатюры Ф. Крівіна в будущее.
Авгиевы конюшни
К длинному списку исторических событий и лиц подошел маленький человек.
- Я Авгий. Поищите на «А».
- А кто вы такой? - спросил секретарь Истории.
- Известно кто - царь! Сын самого бога Солнца.
- Царей много, да не все попадают в Историю. Вы конкретно скажите, каковы ваши дела.
В разговор вмешался помощник секретаря:
- Поищите на «Г». Это тот Авгий, у которого Геракл чистил конюшни. Секретарь покачал головой:
- Опять этот Геракл! Столько мелюзги потащить за собой в Историю!
1964
• Почему секретарь не нашел имени царя Авгия в истории человечества? (Потому что он не сделал значительного вклада в историю.)
• Прав ли герой миниатюры, когда говорит: «Опять этот Геракл! Столько мелюзги потащить за собой в Историю!»? (Так, Геракл получил почетное место в истории человечества благодаря своим заслугам, подвигам, тогда как Авгий попал к ней только потому, что имел к ним косвенную принадлежность. За жизнь Геракл подчинялся царям и богам, но вошел в историю, тогда как те, кто имели огромную власть, были бы забыты человечеством, если бы не отважный герой и его подвиги.)
IV. Итоги урока
«Продолжи предложение»
Сегодня на уроке я:
• удивился...
• узнал...
• познакомился...
• сделал выводы...
V. Домашнее задание
Нарисовать иллюстрации к мифам о Геракле.