7 класс
ГЕРОИЧЕСКИЕ ПЕСНИ И БАЛЛАДЫ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ С ВЫБОРОЧНЫМИ ОТВЕТАМИ
К теме «Фольклорные баллады. Сербская народная баллада “Смерть матери Юговичів”»
1. Назовите главных героев баллады.
Мать девяти сыновей Юговичів и невестка старшего сына Демьяна.
2. О каких событиях рассказывается в балладе?
3. Какое чудо случилось во время битвы ?
Иметь Юговичів просила Бога, чтобы тот дал ей лебединые крылья и орлиные глаза, чтобы и імогла она полететь к сыновьям и увидеть, где они.
4. Какое значение имеет этот фантастический прием ?
Чтобы показать величие Бога и тревогу материнского сердца.
5. Или Бог исполнил ее просьбу?
6. Как в балладе передается скорбь коня за своим хозяином?
7. Какой финал баллады?
Трагический: материнское сердце не выдержало горя и разорвалось от тоски и боли.
8. Какова тема произведения?
Горе матери, жены, не вынесла смерти сына и мужа.
К теме «Ф. Вийон “Баллада примет”»
1. Назовите настоящее имя Ф. Вийона.
Франсуа Монкорб'є (или - Делорж). После смерти отца мать отдала маленького сына на воспитание капеллану Гийому Війону, который дал свое имя будущему поэту.
2. Какой была творческое наследие поэта ?
Творческое наследие поэта составляют две поэмы: «Малый Тестамент» («Малое Завещание») (1456 г.) и «Большой Тестамент» («Большое Завещание») (1462p.), а также шестнадцать стихов.
3. Как по вашему мнению, от чьего имени ведется повествование в «Балладе примет» ?
4. Какие слова повторяются в начале каждой строки? В чем заключается значение этого повтора?
5. Какие слова повторяются в конце каждой строфы?
6. Каким вам видится лирический герой стихотворения? Охарактеризуйте его.
Лирический герой - реалист, он живет реальной жизнью. Он способен видеть положительное и отрицательное в нем, отличить правду от лжи.
7. В чем, по вашему мнению, заключается философский смысл поэзии Ф. Вийона?
Стихотворение Ф. Вийона «Баллада примет» имеет глубокий философский смысл. В произведении четко выступают две силы, которые взаимодействуют между собой: жизнь, представлено во всем его многообразии, и лирический герой, который стремится его познать и понять, а вместе с тем понять и себя.
К теме «Поэтизация старины в балладе А. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”»
1. Которыми изображен князя Олега и прорицателя?
Оба сильные. Князь - земной властью, прорицатель - способностью познать то, что неизвестно простым смертным.
2. Почему волхв отказался от подарка князя ?
3. В чем, по вашему мнению, сила прорицателя?
В его «высшем» слове, «правдивом и свободном языке».
4. Подумайте, какое из значений слова «вещий» характеризует князя Олега.
5. Как вы думаете, почему стихотворение называется «песней» ?
Воспевание легендарного героя, его жизни, подвигов является характерным для этого жанра.
6. Какие устаревшие слова употребляет поэт в произведении? С какой целью он использует их?
В тексте используется много устаревших слов: обрек, мольба, властелин, лоб, бранний, Царьград и т.д. Это помогает поэту лучше воссоздать колорит времен существования Киевской Руси.
7. Которые древнеславянские обряды и поверья упоминаются в «Песне о вещем Олеге» ?
По поверью, встреча с чародеем-ворожбитом несет какие-то неприятности. Описывается и древний обряд поминовения умерших - тризна. Упоминается еще горб - большой земляной насыпь, который насыпался над могилой вельмож. Поскольку русичи считали, что во время тризны нельзя грустить, потому и «хмельная пирует дружина».
К теме «Историческая основа баллады А. Мицкевича “Альпухара”»
1. Какое историческое событие лежит в основе баллады ?
Борьба испанцев против завоевателей-мавров.
2. Где происходит действие?Что там происходит?
Действие происходит близ городка Альпухара, которое окружили испанцы. Кроме того, в городе свирепствует чума.
3. Или испанцам удалось взять город?
4. Какими изображены испанцы?
5. Кто такой Альманзор?
Это мусульманский властитель, который сдался на милость испанцев.
6. С какими словами мавр пришел к испанцам ?
Он пришел к испанцам и сказал, что признает бога, не боится никаких погорел.
7. Какие черты характера можно выделить в обладателя мавров ?
Альманзор был хитрым, коварным, умным, ненавидел врагов, был человеком с сильным духом.
8. Какой финал баллады?
9. Определите главную мысль произведения.
Борьба с врагами за свободу родной земли, мужество и непокорность в этой борьбе.