ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература 6 класс

ВСТУПЛЕНИЕ

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Будем откровенны, не думал ли кто-то из вас: «А для чего нужна эта литература? Действительно ли ее необходимо не только читать, но и изучать?» Понятно, с какой целью введены в школьную программу математика, ботаника, география, история - в них изложены законы развития природы и человека. То как же обойтись без этих наук?! А что дает нам литература? Неужели так важно знать, как Герда спасла Кая или как двенадцать месяцев помогли падчерице выполнить прихоти королевы?

На эти вопросы отвечают по-раВНОму. Некоторые считают, что читают художественные произведения лишь потому, что это интересно. Действительно, есть немало книг, от которых невозможно оторваться. Например, «Маугли». Помните, как на протяжении всего произведения вы были заинтригованы: примет Маугли волчья стая; победит или нет Маугли Шер-Хана; вернется ли главный герой до людей?

Много увлекательных произведений прочтете вы и в шестом классе. Один из них - «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона. В нем немало тайн, неожиданностей, приключений. Читателя волнует судьба Джима Хокинса и его друзей во время опасного путешествия. Поэтому найдется много школьников, которых заинтересует эта необычайная история.

Однако большинство людей читает художественную литературу не только потому, что это захватывает. Литература еще и обогащает самыми раВНОобразными знаниями, она является своеобразным источником информации о человеке, его внутренний мир, историю, природу, Вселенную.

Натюрморт с книгами. Неизвестный художник XVII в.

Наедине с книгой. Гравюра XVIII в.

Помните маленький городок со странным названием Санкт-Петербург, в котором жил Том Сойер? Вы, наверное, запомнили и школу, в которой учился Том, и местную церковь, и пещеру. Обо всем этом подробно рассказал американский писатель Марк Твен. Поэтому, прочитав повесть, вы легко можете представить американский провинциальный городок XIX века, его жителей, традиции, национальный колорит.

В Англию XIX века, в большой город Лондон перенесет вас «Рождественская песня в прозе...» Чарлза Диккенса.

А рассказ Антона Чехова «Хамелеон» и «Толстый и тонкий» ознакомят с российской провинцией той же эпохи.

Итак, в литературе, кроме вымышленных событий и персонажей, отражено также реальный мир. Художественная книга дает нам широкие представления о жизни людей разных наций и народностей, их обычаи, традиции, верования.

Однако, если бы произведения Александра Пушкина, Даниеля Дефо, Чарльза Диккенса и других писателей интересовали нас только с этой точки зрения, то их легко можно было бы заменить другими, которые также рассказывают о определенные страны или народы. Но мы знаем, что произведения художественной литературы - самобытные, неповторимые. В чем же заключается их самобытность? А в том, что авторы сумели увидеть и зафиксировать в них не только правду о определенное время (события, факты, настроения, людей), но и какую-то другую, вечную правду.

В чем же она заключается - эта вечная правда? А в том, что выдающиеся писатели, знатоки человеческих душ, показали нам человека в радости, счастье, любви, в горе, страданиях и муках. Художники показали, какой она есть и какой может быть. Иногда кажется, что мы и без писателя хорошо все знаем. Но это не так, люди чрезвычайно сложные и непредсказуемые. Поэтому на пути познания большой помощницей для каждого из нас станет художественная литература. Она покажет нам раВНОобразие человеческих отношений и характеров. Читая, мы учимся любить одних героев, осуждать других - учимся распознавать людей. Ведь Марку Твену удалось убедить нас, что Том Сойер, хотя и озорник, хвастун и лжец, однако лучше своего послушного, чистоплотного брата Сида. Казалось бы, должно быть наоборот, но каждый из нас отдает свои симпатии именно Тому.

Когда вы будете читать о приключениях Робинзона Крузо, то увидите, как сложные испытания влияют на обычного человека. Робинзон жил один на необитаемом острове двадцать восемь лет. И что же случилось с ним? Он выдержал испытания - остался человеком, хоть не одичать в тех обстоятельствах было очень и очень трудно. Герой выжил прежде всего благодаря силе своего духа, в нем победила человек.

Огюст Ренуар. Читательницы

«Второе дыхание» открывается и в героя романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Дик побеждает и стихию, и врагов.

Одерживает победу над стихией и прежде всего над собой и герой рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни»...

Нам никогда не придется повторить жизненный путь литературных героев. Но они помогают постичь духовные и моральные ценности людей. Мы учимся лучше понимать не только близких, друзей, но и самих себя. Именно это обстоятельство побуждает нас читать и изучать художественную литературу.

Увидеть истинное в человеке и открыть его читателю - это может сделать не каждый, кто взялся за перо, а лишь настоящий художник, наделенный особым даром - силой слова проникать в человеческие сердца.

Вопросы и задания

1. Назовите произведения, изученные в пятом классе. Чем они обогатили весов?

2. Как вы понимаете сочетание слов «моральные ценности»? Что можно отнести к моральным ценностям?

3. Или раскрыты духовные и моральные ценности в литературе, которую вы изучали?

Обоснуйте свое мнение примерами.

4. В чем заключается «вечная правда» художественной литературы?

Рассмотрите схему. Составьте по ней устный рассказ о познавательное значение мировой литературы.