ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Граф Лев Толстой

ГДЕ ЛЮБОВЬ, ТАМ И БОГ

Граф Лев Толстой.

Где любовь, там и Бог

и иньши найкрасші оповіданя

ГРАФА ЛЬВА ТОЛСТОЯ.

Собрал М. М. Белегай.

Из типографии „Канадийця".

10336 - 96 ST. EDMONTON,-ALBERTA.

ГДЕ ЛЮБОВЬ, ТАМ И БОГ.

Жил в огороде сапожник Мартын Овдізнко. Жил он в подвале, в маленькой ячейке с одним окном. Окно было на улицу. Через окно было видно, как проходили люди - хоть было видно только их ноги, но Мартин Овдізнко по сапогах познавал людей. Мартын долго жил уже в той ячейке и знакомых было в его богато. Мало и было усусїдстві сапог, которые не перешли бы через его руки раз, а то и две или: кому, было, подошвы новые даст, кому заплатку, или зашиэ, а кому и новые головки поставит. И часто через окно видел свою работу. А работы было в его много, потому что делал Овдізнко по совести, хорошо, крепко, товар ставил хороший, дорого за работу не брал и слово свое уважал. Когда может в свое время сделать - возьмет работу, а нет-то так и скажет, обманывать не будет. И знали все" Мартина и уважали, и работа была в его завжде.

Овдізнко из рода был человек добрый, а под старость стал еще больше думать о своей душе и еще больше приближаться к

Бога. Еще как служил Мартин у хозяина за челядника, умерла его жена и оставил ся после нее сынок, третий год ему шел. Дети у Мартина как-то не воспитывались старшие все" умерли. Думал Мартын, овдовев, отдать парня к сестре в деревню и пожалел -, подумал: тяжело будет Капитонові расти в чужой семье, пусть уж при мне будет.

Покинул Мартин хозяина и начал жить себе отдельно. И не судил ему Бог счастья с детьми. Только подрос парень, начал уже был батькови в помощь становиться и радовался старик, глядя на его - вплоть нашла на Капитона какая-то хороба, горячка его взяла, покачал ся с неделю тай умер.

Похоронил Мартин парня и приуныл; такая тоска взялайо го сердце, что начал он и на Бога пенять. И жить ему с тіэї скуки не хочеть ся и смерти себе у Бога просил и сетовал, что Бог взял к себе не его, старого, а любимую, эдину ребенка. Перестал Мартин и к цер

кви ходить.

Зашел раз к его знакомый дїдок - земляк. Розбалакав ся с ним Овдізнко и начал ходить-жалїтись на свою ли ху судьбу.

- И жить, говорит, не охота мне, чоловіченьку Божий. Когда бы смерть скорее. О где только и прошу Бога. Безнадій ный стал я мужчина.

И сказал ему дїд:

- Не хорошо говоришь, Мартине. Не нам, грешным, дела Божии судит: не нашим умом оно все дїэться, а волеэ Божьей. Твойому синови Бог судил умереть, а тебе жить - значит так лучше. А что ты в тоску притворился ся, безнадежный стал, так это от того, что хочешь ты для своэї радости жить.

- А для чего же иначе жить? - спросил Мартин.

И сказал дїд: "для Бога, Мартине жить надо. Он тебе жизнь дал, и жить надо. Когда начнешь для Бога жить, забудешь про всякую печаль и все тебе здаэть ся красиво и хорошо."

Промолчал Мартын, а дали питаэ:

- А как же оно для Бога жить?

И говорит старик: "А как для Бога жить - то нам Христос показал. Ты же грамотный - ку пи себе Звангеліз и читай, то и будешь знать, как для Бога жить.

Там все показано."

Запали эти слова в самое сердце Мартинови.

Пошел он в тот же день и купил себе Эвангеліз, Новый Завет и начал читать.

Думал он себе читать только в праздник и воскресенье, и как начал читать - так ему оно по душе пришлось, так как-то легко и хорошо стало, что взял ся он или папы то Святое Писание. Как когда то так, бывало, зачитаэть ся, что все время, было, ему в лампе выгорит, а он никак от тіэї букваря не віддірветь ся.

И начал читать себе Овдізнко каждого вечера. И чем больше читал, то яснїйше понимал он, от чего Бог хочет и как надо для Бога жить. И чем раз лехче становилось ему на душе.

Бывало ранїйше ложась спа ты все стонет он и крехче, все згадуэ себе Капитона, а теперь, только примовляз: "Слава Тебе, Господи! Воля Твоя, Боже!"

И с той поры перемінилось всю жизнь Мартинове. Бывало ранїйше в праздник он зайдет в трактир - пива вип'э, а то и рюмочку которую, пропустит. Випз с людьми знакомыми и хоть не пьян, а так себе - веселый выходит из трактира и плетет,* было, всячину, и гукаэ, и людий зачіпаэ. А теперь все как-то и в голову не шло: он жил

себе тихо и радостно как-то.

С утра до заката сидит за работой, а сделав свое, поднимет лампу с гвоздя, поставит ее на стол, достане с полочки книжку, разложит тай сядет читать. И что больше читаэ то больше розуміэ тай яснїще ста не в его душе.

Шлось раз так долго за читаться Мартынове. Читал он эвангеліэ от Луки. Дошел до шестого главы и прочитал стих 29 и далее: "Кто бэ тебя по щеке подставь и другую; и кто принимает твою свиту, бороны и рубашки. Всякому, просящему у тебя-дай и кто берет что твоз-не к певняй ся. И как хотите, чтобы ныли люди, так и вы чинїть им.

Прочитал и дальше тот стих 46. где Господь говорит:

"Зачем же меня зовете: Господи, Господи! и не делаете, что я говорю? Всякий, кто приходит ко мне и слухаэ слова мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен: он подобен человеку, построившему дом, который копал глубоко и положил основание на камне, как же наводнение наступила, вода наперла на этот дом, то и не смогла схитнути его: построено ибо его на камни.

Кто же слухаэ и не оказывает подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который - вода наперла и сейчас упал и была руина дома того большая."

Прочитал те слова Овдізнко радостно стало ему на душе. Снял он очки, положил на книгу, подпер голову руками и задумал ся. Начал он приміря ты все свое життэ до тех Божьих слов и подумал:

- Мой дом стоит на камне или на песке? Хорошо когда на камне. И лехко себе так, хорошо как-то; здаэть ся все свое сделал, как Бог повелел, а забудешь ся на время - тай вновь согрішиш. Буду стараться, пока возможность, потому что хорошо но во так. Помоги мне, Господи!

Подумал он так, хотел уже ложиться спать, и жаль ему было покинуть ту книгу. И начал читать еще 7-ю главу. Прочитал он про сотника, прочитал о сыне вдовы, прочитал ответ ученикам Іоановим и дочитал до того места, где богатый фарисей попросил Госпо да к себе в гости; и прочитал о том, как женщина - грешница помазала ему ноги и омыла их своими слезами и как Он оправдал ее. И Мартин дошел до 44 вполголоса и начал читать:

"И обратившись к женщине, сказал Сімонові: видишь ли ты эту женщину? Вошел я в твою господу воды мне на ноги не дал - эси; ся же слїзьми омыла ноги мои и волосям председателя своэї отерла. Целования не дал эси мне; ся же сколы ввій шов я не перестала цїлувати ноги мои. Елеем головы моэї не помазал эси; сия же миром помазала ноги мои."

Прочитал Мартын те слова и думаэ: "Воды мне на ноги не дал эси, целования не дал эси елеем головы не помазал эси.."

И вновь снял Овдізнко очки, положил на книгу и вновь задумал ся.

- Такой же, видимо, как и я тот фарисей был... Также, пожалуй, только о себе и думал: как бы поесть, напиться и в тепле - в добре жить, а того нет, чтобы о госте подумать. О себе памятав, а о госте и безразлично. А гость то кто? Сам Господь!... Когда бы ко мне пришел, разве я так сделал бы?

И подпер ся руками Овдізнко тай не счув ся, как задремал.

- Мартин! что-то как будто дохнуло в его над самым ухом.

Встрепенул ся Мартин с просоння-кто здесь?

Вернул ся он, взглянул в дверий - нет никого. Закемарил и вновь. Впрочем вновь услышал он ясно:

- Мартин, Мартин! Выгля дай завтра на улицу, приду.

Опамятав ся Мартин, стал, протер глаза и не знаэ сам, снилось оно ему, или он действительно слышал эти слова.

На второй день удосьвіта встал Овдізнко, помолился ся Богу, разжег в печи, поставил борщ, кашу, наставил самоваря, надел фартук и сел к окну за работу. Делает Овдізнко, а сам все думаз о вчорашнэ и все как-то думаэть ся ему на двоэ: то згадаэть ся: причуло ся сонном, то вновь здаэть ся, что действительно слышал тот голос.

- Что же, думаз он себе, бывало и такое. Сидит Овдізнко перед окном и не так шиэ, как в окно виглядаэ и как пройдет кто в незнакомых сапогах-он згинаэть ся, виглядаэ окном, чтобы не только ноги, но и голову увидит. Прошел дворник в новых валенках, прошел водовоз, подошел к окну старый николаевский москаль в обшитых старых валенках с лопатой в руках. По валенках познал его Овдізнко. Старик звал ся Степан и жил в сусїднього купца из ласки, а назначено ему было дворникові помогать.

Начал Степан сворачивать снег против Мартинового окна. Посмотрел ся на его Мартин и снова взял ся за свою работу.

- Глупый стал я, пожалуй, на старость, сам на себя сказал

Мартин. Степан снег згортаэ, а я думаю, что Христос до меня идет. Совсем одурів, старый сыч!

Стьожків десять сделал, и опять хочется его в окно выглянуть. Видит: Степан приставил лопату к пали, а сам спочиваз и руки гріэ.

Человек ломана; и снег сворачивать не здужаз. Подумал Овдізнко: "Напоить его разве чазм; вот и самовар вскипел." Виткнув он шило, встал, поста вил самовар на стол, запарив чай и постучал пальцем в окно. Степан повернул ся и подошел к окну; Мартын покачал ему пальцем к себе и пошел открыть дверь.

- Зайдите, погрійтесь, -сказал он. Замерзли?

- Спасибо. Замерз, косты ломаэ, сказал Степан. Вошел, отряхнул ся из снега, начал ноги витерати, чтобы не нанести в дом, а сам задихав ся, аж хитаэться.

- Пусть, не клопочіть ся, я замету, сказал Мартин. Заходи то ближе, садитесь. Вот чайку випэм.

И Овдізнко налил два стакана и подал один гостеви и сам сел пить.

Выпил Степан свой чай, поставил стакан, положил у его огрызок сахару и благодарность вав. А самому, видно еще хочеть ся.

- Выпейте еще, сказал Овдізнко и налил еще по стаканові себе и гостеви, а сам раз-в-раз на улицу окном поглядаэ.

- Ждете кого, может? спросил гость.

- Жду кого? И сказать не знаю, кого жду. Жду-не жду, а запало мне в сердце слово равно. Мана такая на меня нашла, что ли-сам не знаю. Видите, пане-брате: читал я вчера Евангеліэ, о Христа, Господа нашего, как Он учил, как по земле ходил. Вы слышали об этом, видимо?

- Наслышан, наслышан, сем Степан. И человек я темный, не грамотный....

- Ну вот и читал я о том же, как Он по земле ходил. Читаю я, знаэте, как Он к фарисея пришел, а тот и не при нял его как следует. Так вот читал я, пане-брате, вчера именно об этом и подумал: как же Христа Господа не принять честно! Ко ли бы шлось такое, примерно, мне или кому, думаю, то и не знал бы куда посадит такого гостя. А он, тот фарисей, не получил, как годится. Вот подумал я такое, да и задремал себе. Задремал, пане-брате, как вдруг слышу, что-то меня зовет. Подвел ся я голос какой-то шепчет мне: жди, говорит, завтра приду. И до двух раз. Ну вот, знаэте, запало мне это в голову тай хожу неистовый: все жду Е го, Господа.

Степан покачал головой и ничего не сказал на это, а допил свой чай и поставил стакан. Овдізнко снова налил ему.

- Пейте на здоровлэ. Вот я помню когда Он Христос по земле ходил, то не цурав ся никого, а больше с простым народом водил ся, все до простых, бедных ходил и учеников-апостолов набрал себе из нашего брата, из таких, как и мы, грешные, из рабочих. Кто, говорит, возвишаэть ся - унижен будет, а кто унижаэть ся - возвишин будет. Вы Меня, говорит, Господом називаэте, а Я говорит, вам ноги умою. Кто хочет, говорит, быть первым, тот пусть будет всем слуга. Потому что, говорит, блаженны нищие, смиренные, добрые, милостивые.

Забыл про свой чай Степан. Был он человек старый и мяхкодухий: сидит, слухаэ, а по виду слезы бегут.

- Пейте еще, говорит Овдізнко.

Но Степан очень хорошенько

поблагодарил, отодвинул стакан и встал.

- Спасибо вам, говорит, Мартине, за хлеб, за соль и за доброе слово; пригрели вы и тело и душу мою.

- Заходите еще, когда охота, рад буду, сказал Овдізнко.

Степан вышел, а Мартин к пил чай, убрал посуды и вновь сел к окну за работу. Шиэ, а сам раз-в-раз поглядаэ в возраст но. Христа чекаэ, все о Его науку и Его дела думаэ.

Прошло мимо окна два Москали", один в казенных сапогах, второй в своих. Прошел потом в чистых, блестящих калошах хозяин соседнего дома; прошел булочник с корзиной. Все они прошли не останавливаясь. Потом прошла какая-то женщина в шерстяных чулках и сельских ботинках. Прошла она окно и стала под стенкой. Посмотрел на нее изпод окна Овдізнко, видит: женщина чужая одежа на ней плоха и ребенок на руках. Стала под стенкой за ветром и кутаэ ребенка, а кутать ничем: одежа лїтня и и драна. И чуэ сквозь окно Овдізнко как кричит ребенок, а мать цитьказ, примовляэ, и нїяк не вспокоїть.

Встал Мартын, вышел по лестнице на двор тай гукаэ:

- Молодичко! эй, молодичко!

Услышала женщина, вернулась.

- Неловко тебе на холодї ди плетня кутать. Заходи в дом, в тепле лучше закутаэш. Вот, сю ды!

Удивилась женщина видит дїдок старый, в фартуке, очки на носї, зовет ее к себе. Пошла за ним.

Зпустились они по ступеням, вошли в дом, провел старый женщину к своэї постели.

- Сюда, говорит, садись, молодичко, до печки ближе, по-гріэшся и погодуэш ребенка.

- Молока в груди нет, потому что сама голодная, сказала женщина, а все таки приложила ребенка к грудї.

Покачал головой Овдізнко, пошел к столу, достал хлеба, миску, підтопив печь, насыпал в миску борща. Вытащил горшок с кашей, и не упріла она еще. Поставил на стол один борщ, нарезал хлеба, простелил полотенце.

- Садись, говорит, молодичко, попоїж, а я ребенка бы понянчу. Были когда-то свои дети!... вздохнул он.

Вздихнувши к Богу молоди эта, сїла к столу начала есть, а Овдізнко присел на кровать к ребенку. Цьмокав, цьмокав старый, и плохо цьмокаэть ся: зубов нет. А малое кричит. И придумал Мартин пальцем его пугать: замахнеть ся на его пальцем прямо в ротик, тай обратно; в рот пальца не кладет, потому что черный палец, в смолї. И загляделась ребенок на палец и затихла, а дальше и смеяться начала. Обрадовался, засьміяв ся и Овдізнко. А женщина ест и розказуэ о себе-кто она и куда ходила.

- Я, говорит, Московка; мужа уже 8 месяцев, как забрали и загнали куда-то далеко и слухи нет. Служила я за кухарку, обродилась, а с ребенком держать не хотят. Так вот уже третий месяц слоняюсь без места; проела все, что имела, всю одежку. Думала за мамку стать, так не берут: худая, говорят. Ходила вот к купчихи, там наша баба одна живет; там обещали на службу взять. Я думала сейчас, вплоть говорят: на той неделе... А живет далеко. На томилась я тяжело и его, маленькое, заморила. Спасибо хоть хозяйка с кватира не гонит, потому что не было бы где и переночевать.

Вздохнул Овдізнко тай питаэ:

- А одежды теплой у тебя нет?

- Где в мире одежа теплая, отец мой! Вчера последний платок заставила за двадцать копеек.

Подошла женщина к постели и взяла ребенка на руки, а Овдізнко встал, пошел в угол, по искал там и вынес старенький жупанок.

- На, говорит, - хоть и плохонький, а все же пригодить ся обвинути ребенка.

Взглянула женщина на жупанок, глянула на старика, взяла жупанок и заплакала. Отвернул ся и Овдізнко, полїз под лїж ко, вытащил ящик, поискал там и снова сел против молодицї.

И она сказала:

- Спаси вас, Господи, деду сю. Наслал меня видимо, Христос под ваше окно. Застудила бы я на смерть ребенка. Вышла я - тепло было, а теперь вот холод взял. И наставил же вас Бог, что вы в окно выглянули и меня бедную, пожалїли.

Усьміхнув ся Мартын и говорит:

- Тай действительно Бог наставил. В окно я, молодичко, не дурно выгляжу.

Рассказал Мартин и молодицї про свой сон и как он голос то слышал, что обещал Господь сего-дня прийти к его.

- Все может быть, сказала женщина, встала, накинула жупанок, укутала им ребенка и начала кланяться и вновь благодарить Овдізнкові.

- Возьми, молодичко, сказал он, подавая ей двадцать копеек, платок выкупы.

Взяла женщина деньги, подяться кувавши Овдіэнкови и вышла.

Доел Овдізнко борщи, убрал посуды и снова сел за работу.

Делает, шиэ, а про окно не забуваз: как только промелькнет тень - сейчас и виглядаэ, кто прошел. Проходили и знакомые проходили и чужие, и не было ничего необычного.

И вот видит Овдізнко именно против его окна растаяло старая торговка. Несет в руках корзину с яблоками, не много ли шилось их - роспродала видимо. А за плечами мешок со щепками: насобирала где-тай до дому несет. Намуляв ей, видимо, плечо тот мешок; она хочет перевести его на второе. Поставила дальше корзина с яблоками, сбросила мешок тай стрясаэ ему в щепки. И пока она сотрясала тот мешок, выхватил ся какой-то парнишка в дран ному картузе, поезд из корзины яблоко и хотел чкурнуть, и старая вернулась и схватила его за рукав.

Шелеснув ся парень, хотел вырваться, но старуха схватила его обеими руками, сбил кепку с головы и взяла за чуб: Кричит парень, лаэть ся баба.

Схватил ся Овдізнко, не успел и шило заткнуть - бросил его на пол, опрометью выскочил на двор, и на ступеньках спіткнув ся и очки потерял. Вы бежал он на улицу, старая тор-ет парня за волосы, лаз на все заставки, в полицию вести хочет. Малый вириваэть ся, пру чаэть ся: "Не брал я, кричит, за что бэш? пусти!"

Начал их рознимати Овдізнко, взял парня за руку тай

говорит бабе:

- Пусти его, баба; прости ему, для Бога!

- Я его пущу, он и врагам своим закажет! В полицию, шельму, поведу!

Начал Мартин просить старую:

- Пусти его, говорит, бабушку, он больше не будет. Пусти для Бога, для Христа!

Пустила баба парня; он хотел убежать, но Мартин остановил его.

- Перепроси, говорит, бабу; проси, чтоб простила. И больше такого не делай: я видел как ты взял.

Заплакал парень начал извиняться бабу.

- Вот так, так, говорит Овдіэн ко. Ну а теперь на тебе яблоко.

И он взял из корзины яблоко и дал хлопцеви. Заплачу, бабушка, сказал он перекупке.

- Потакай, потакай таким, отозвалась баба. Ему такого дара надо дать, чтобы неделю сесть не мог.

- Эй, бабка, бабка! вздохнул Овдізнко. По нашему оно так, а по Божьему не так. Когда его за яблоко надо виперищати, то что же нам надо сделает за наши грехи?

Замолчала баба. И рассказал ей Овдізнко притчу о том, как хозяин простил своему должнику большой долг его, а тот довжник пошел и начал прави и деньги из своего малого довжника. Выслушала баба и парень стоял, слушал.

- Бог повелел прощать, сказал Овдізнко, то и нам простится. Всем надо прощать, а малому бестолковому всегда.

Покачала головой старуха, вздохнула.

- Так то оно, так, сказала она, и очень они, те мальчишки, вредные.

- То мы, старые, и должны их учит, сказал Мартин.

-- Я же говорю, отозвалась баба. У меня вот их семеро было, одна дочь только осталась. И начала старая рассказывать, где и как она живет у дочери и сколько у нее внучат.

- Вот, говорит, сама не осилю, которая уже моя сила? А працюю. потому что детей-внучат жалко.

• * -'

Да хорошие они: никто меня так не встретит, как они. Наташенька - так и ни к кому на руки не пойдет от меня. "'Бабу ся, говорит, моя любимая!"

Баба уже совсем о гнев за была.

- Дети, конечно как дети... Господь с ними! сказала она на парня.

Только хотела старая поднять мешок на плечи, подскочил парень и говорит:

- Дайте, бабушка, я вам понесу, мне не трудно.

Баба покачала головой и зав дала мешок хлопцеви. И пошли обоз ни в чем ни бывало. Забыла старая и деньги взять за яблоко.

А старик стоял и смотрел за ними, как они шли рядышком и о чем-то болтали. По том он возвратился в дом, нашел на лестнице очки - и не разбились, поднял с пола шило и снова сел за работу. Поработал еще немного и начало ужина-ты: уже не влучаэ он щетинкой в дырки, а на улице фонарщик начал уже фонарные сьвітити. "Надо и себе засьвітити" подумал Овдізнко. Заправил лампу, засьвітив ее и снова взял ся за работу.

Докончил один сапог совсем, вернул его, осмотрел - хорошо. Собрал он всю свою дело, шила, щетины, ножи, позмі тав окрайки, снял лампу с пали, поставил на стол и достал с полки Эвангеліэ. Хотел откры ты его там, где вчера заложил был окрайком сапяну, и раскрыло ся оно в другом месте". И как раскрыл Овдізнко Эван геліэ, так сейчас вспомнил вчорашний сон. И только он это вспомнил, ему послышалось будто кто-то шевелит ся позади его, переступаэ ногами. Осмотрел ся Овдізнко и видит: стоят как бы люди в темном

углу - стоят люди, а разобрать не может. И шепчет ему на ухо голос:

- Мартин, Мартин! Или же . ты не узнал меня?

- Кого? спросил Овдізнко.

- Меня, сказал голос. Это же Я. И выступил из темного угла Степан, усьміхнув ся и растаял, как облако, и не стало его...

И это я, сказал голос. И висту пила из темного угла женщина с ребенком, и усьміхнулась женщина, и засьміялась ребенок и ечезли обоз...

- И это Я, сказал голос. Выступила старая торговка и парень в с яблоком и обоз усьміхнулись к Овдізнка и счезли.

И радостно стало на душе у Овдіэнка. Вздихнув, надел очки и начал читать Эвангеліэ там, где оно открыло ся. И на верху страницы он прочитал:

"Ибо алкал я и вы дали ме ни есть; жаждал, и вы напоили меня; был странником - и вы приняли меня..." А внизу страницы

прочитал еще: Сколько раз вы сделали это одному из сих братьев моих меньших, мне чины ли..." (Мат. гл. 25).

И понял Овдізнко, что не обманул его сон, что действительно приходил к его в тот день Христос, и что он действительно при нял Его.

И сказал Иисусу: Не забудь меня. Господи, когда придешь в царство свое. И сказал эму Иисус: Заверяю тебя, что сегодня будешь со мной в раю.

О ГРЕШНИКЕ, ПОКЛЯЛСЯ СЯ.

Лука, XXIII. 42. 43.

Жил раз в мире один чело век семьдесят лет; целое свое житэ прожил в грехах. И кроме того тот человек и не каяв ся. А когда пришла смерть, то в послїдній волны заплакал и сказал: Господи, прости мне, как когда нерадивому на кресте*. Не успел он это сказать - и вышла эго душа. Душа грешника полюбила Бога, поверила в Эго милосердэ и пришла к райских дверий.

И начал грешник глотать и просить ся до царства небесного.

И услышал ся оса дверий голос: Ицо человек ковтаз там в райскі двери? И какие дела попов нив в житю тот мужчина?

И ответил голос обвинителя и перечислил все грешные дела того мужчину, а добрых дел не назвал жадный.

И ответил оса дверий голос: Грешники не могут войти в царство небесное. Отойти отсюда.

И сказал мужчина: Господи, я слышу твой голос, но не вижу я лица твоего имени твоего не знаю.

А голос ответил: Я - апостол Петр.

И сказал грешник: Змилуй ся надомной, апостоле Петре, и не забывай на людску слабость и на милосердэ Боже. Чиж не ты был учиником Христовым, не ты слушал с Эго собственных уст Эго науку и видов Эго образцовое житэ? А вспомни - когда он тосковал и в душе Эго была отчаяние и Он тебя три раза просил, чтобы ты не спал, но молился

- ты спал, потому глаза твои были измучены, и три раза Он заставал тебя, как ты спал. Так и я.

И вспомни дали, как ты Эму обещал, что до смерти не отречешься от Эго, и как ты три раза отрекся от Эго, как повели Эго к Каиафе. Так и я.

И вспомни дали, как ты вышел и заплакал горько, когда петух запел. Так и я. Не должен ты меня не впустить.

И затих голос за райскими дверями.

Постоял грешник не долго и вновь начал пукать и просить ся до царства небесного.

И оса дверий дал ся другой голос слышать, что говорил: Кто тот человек и как жил он в мире?

И ответил голос обвинителя и повторил снова все злые поступки грешника, а не назвал каких-либо добрых.

И ответил голос оса дверий: иди отсюда, такие грешники не могут с нами жить в раю.

И сказал грешник: Господи, я слышу твой голос, но не вижу я твоэго лица и имени твоэго не знаю.

И сказал эму голос: Я - царь и пророк Давид. Но грешник не попал в депресси и не отошел от райских дверий, но начал говорить: Змилуй ся надімною, царь Давид, и не забывай на людску слабость и на милосердэ Боже. Бог любил тебя и звеличав тебя перед людьми. Все было у тебя: и царство и слава и богацтво и женщины и дети: но ты увидел из своего да ху женщину бедного мужа и вошел в тебя грех и ты взял жену Урия, а Эго самого убил мечом Амонїтанцїв. Ты, богач відобрав бедному послїдну овечку и погубил эго самого. То же самое делал и я.

И вспомни, как ты покаяв ся и говорил: я признаю свою вину и грызу ся своим грехом. --Так и я. Не должен ты не впустить меня.

И затих голос за дверью.

И постоял грешник не долго и вновь начал пукать и просить ся до царства небесного. Из за дверий дал ся слышать третий голос, сказал: Кто тот мужчина, и как жил он в мире?

И ответил голос обвинителя и перечислил по третьим случае лихие дела сего мужа, а добрых не назвал.

И ответил голос оса дверий: иди отсюда, грешники не могут войти в царство небесное.

А грешник ответил: Я слышу твой голос, но не вижу я твоэго лица и имени твоэго не знаю.

И ответил голос: Я - Иоанн Бо гослов, любимый ученик Христа.

И обрадовался грешник и сказал: То пер не свободно меня не впустить. Петр и Давид впустят меня потому, что знают людску слабость и милосердэ Боже. А ты впустишь меня назад, потому что в тебе много любви. Или не ты, Иван Богослове, написал в своей кни зї, что Бог - любовь и что кто не любит, тот Бога не зназ? Не ты ли говорил людям в сво ей старосты отсї слова: Братя, любите друг друга! - Как жеж ты меня теперь будешь ненавидеть и отгонишь? Или вирікай ся того, что сам сказал, или полюби и меня и пусти меня в царство небесное.

И отворили ся райскі двери и Иван обнял грешника, что каяв ся, и пустил ого в царство небесное.

НЕМИЛОСЕРДНЫЙ БОГАЧ.

Умирал богач.....

Целое свое жизни он был очень скупой, поэтому и собрал большой маэток.

Неразу витикали ему люди сю изъян, но он ответил по-эдно:

"Нечего мне делать иначе; в житю грош со всем, при помочи гроша всего докажешь!"

И вот теперь, когда смерть растаяла перед глазами, пришло ему на ум, что и на втором мире деньги должны иметь большое значінэ и поэтому надо и там их иметь, чтобы не найти ся в хлопотах".

Подумав так, призвал к себе своих дїтий, а пращаю-щаясь с ними, приказав им, чтобы вложили в гроб мешок с золотом.

- Не жалейте мне - говорил - насыпьте избытком золота.

Той самой ночи розпращав ся он с сьвітом.

Дети исполнили волю отца и вложили в гроб мішочок, в котором содержало ся пару тысяч рублей золотом.

Когда наш скупец нашел ся на втором мире, начало ся урядованэ! везде писали, записывали, говорили присягать и отсылали от одного к другому.

Ибо и там ріжні чиновники, канцелярии, суды....

Ледво дожидал ся вечера. Был он голодный как волк а так очень хотел пить, что аж язык присох к піднебіня.

- Погибну я тут подумал. Вдруг видит он длинный - веикий стол, закрытый разными вкусными блюдами и напитка ми. Даже что-то смажуть в ри ночцї.

- Нет - говорит - таки я могу своим помыслом похвастаться. Как я знал, что мне деньги придадут ся. А тут совсем, как у нас. Теперь съем и випю порядочно.

С усьміхом доторкнув ся сво его мішочка.

Подходит значит к столу и указывая на какую-то вкусную рыбу, питаэ:

- Что это коштуэ?

- Две копейки - соответствует слуга.

Дешево! - думаэ богач.

- А это? - питаэ вновь - и указывает на блюдо печеные.

- Также две копейки - говорит слуга усьміхаючись.

-То дайте мне, прошу, тройную порцию рыбы, а так же печеные.

Слуга слушал и не спешил ся подавать.

Богач повторил свое жаданэ.

- У нас платит ся наперед - ответил обоятно слуга.

- Наперед? хорошо - проговорил гордо богач и бросил золотую штуку на стол.

- Прошу!

Слуга оглядел деньгу со всех сторон.

- Нет - говорит - это не копейка, а мы лишь копейки приймаэмо.

И отдал богачеви грош; а от так приказал ему идти.

Удивил ся богач и зажурив ся.

- Цїкаві ричи! - думаэ себе, но надо будет обязательно выменять деньги, потому что дольше не выдержу.

Бежит значит до своих сыновей и наказуэ им во сне:

- Возьмите себе золото, потому что оно мне не нужно, а за это дайте мешок с копейками. Здесь

иньших гроший не принимают.

Испуганные сыновья исполнили сейчас волю отца. Забрали из гроба золото а вложили там мешок полный копеек.

- Меня уже копейки - призвал богач, станувши следующего дня круг стола.

- Давайте есть!

-• У нас платит ся вперед - відказуэ обоятно слуга, не двинувшись ся с места.

- Прошу, прошу! - зовет богач и бросил на стол целую кучу новых копеек. - Только скорее!

Посмотрел слуга на богача тай усьміхнув ся.

- Не много ты видно научил ся на земле - говорит слуга. -- Мы берем здесь не сии копейки, что их маэш при себе, но они, что ты их давал вторым. Напомни себе, дал ли ты когда бед ним, поратував их в несчастью?

Спустил богач очи и задумал ся.

Никогда не дал он бідакови, никогда не знал беды-несчастья других.

Слуга моргнул на своих помощников. Двух великанів отвело богача на сторону....

УПУСТИШЬ ОГОНЬ НЕ ВГАСИШ.

(Мат. XVIII. 21-35). -

"Приступив тогда Петр Упав тогда товарищ его

Ему, сказал: Господи! сколько в ноги ему, умолял его ка-

раз грешить ме против меня жучи: Потерпи на мне, и все от-

брат мой, и я прощать м йо - дам тебе.

м? до семи ли раз? Он же не захотел, а, отошел

Иисус говорит ему: Не говорю то - ней, посадил его в темницу,

би: До семи раз, но До сїмде - пока не отдаст долга.

сять раз семи. Видя же товарищи его,

Тем же уподобилось царь ицо произошло, весьма сожалели,

ство небесное человеку царю, и возвратившись, сказали своем

что захотел взять перечень ед господину все, что случилось,

слуг своих. Тогда, призвав его господин

Как же начал брать, приведет его, сказал ему: Злой леда-

но ему одного, что провинился чей раб! весь долг тот я простил

ему десять тысяч талантів. тебе, как умолял эси меня;

Как же не имел, что відда - не следовало и тебе помои

ты, велел господин его продать лувати товарища твоего, как и я

его, и жену его, и детей, и тебя помиловал?

все что имел, и віддати. и, разгневавшись, государь его,

Упав тогда слуга, покло - отдал его истязателям,

нив ся ему, говоря: ГІане, по пока не отдаст всего долга йо-

тернии мне, и все тебе віддам. м.

Государь, умилосердившись над рабом Так и Отец мой небесный ро-

тем, отпустил его и бить е вам, как не прощать

стив ему довг. метет каждый брату своем от

Раб же тот, выйдя, сердец ваших грехов их",

нашел одного из товарищей Жил в селе хозяин Иван

своих, который должен был ему сто Щербак. Жил хорошо; сам был в

динариев, и, схватив его, полной силе, рабочий, и три

душил, говоря: Отдай мне, сыновья на ногах: оден женатый,

что виноват. второй парень, а третий, под-

росток, ездил с лошадьми и начинал пахать. Старая Іваниха была баба умная и хозяйственная, и невестка попалась тихая и робо-ща. Только и было неробучого рта в доме, что старенький ста рый отец; он седьмой год лежал на печи на дихавицю. У Ивана всего было достаточно: троз ко-ный с жеребятем, корова с телочкой, сажен овец. Ба бы обували, обшивали хлопов и делали в полы; хлопы хозяйственной. Хлеба становилось вне но вый. Овсом сбывали налоги и все потребности. Только бы жизнь Ивановы с детьми. И дом о дом жил с ними сосед, Гавриил Хромий, сын Григория Йва-нового. И завелась с ним у Ива-на^вражда.

Пока жил старый Гордом и господарував отец Ивана, жили они по сусїдски. Надо бабам сита или цебрика, надо мужчинам мельника или колесо поменять до времени то посылают бывало с одной хаты к другой и по сусїдски помогают оден втором. Забежит теленка на гумно, то сгонят и только скажут: "не пускай, у нас, еще не спрятана стирта." А того, чтобы прятать и замика ты в гумнї или в шопе или набріхувати один на вторых, того и отродясь не бывало.

Так жили, за старых. А стали господарити молодежи: началось иначе. А все пошло с марны-эй.

В Ивановой невестки вовремя началась нести курочка. Стала молодая собирать покладки под пасхальные свят; что день идет за покладком под шопа к телеге. Раз видно, дети споло шили курицу, и она перелетела через забор к сусїдів и там про сла ся. Чуз женщина: кудкудаче курица. Думаз она себе: "теперь нет времени: надо убрать ся на праздник; пізнїйше зайду и возьму." Пошла вечером под шопа к возу: нет яйца! Стала женщина допрашивать свекров, не взяли они. "Нет, - говорят, - не брали." А Тарас-ко, говорит: "твоя чуботачка про сла ся на дворе у соседа: там кудахтала и відтам прилетела". Дивить ся женщина на свою чубатую: сидит она вместе с когутом на жерди, уже очи завернула, спать собрала ся. И спросила бы ее, где снесла ся. и не ответит. И пошла женщина к сусїдів. Стрінула ее старая.

"Тебе молодице чего надо?"

- И что, - говорит, - бабушка? Моя курочка сегодня к вам перелетала; не знеслась где она здесь?

"И на очи не видели! У нас свои, слава Богу, давно несут ся. Мы свои собрали, а чужих нам не надо. Мы доченька, по чужим домам не ходим собирать яиц"!

Поразила сия женщина сказала лишь слово, соседка зще два, и бабы стали ругать ся. Шла Іваниха с водой, увязалась также. Выскочила Гаври-бедствия, стала соседке упрекать: випімнула, что было, да и приплела, чего не было. И пошла трескотня; все кричат сразу: "Ты такая, ты сякая, ты воровка паплюжниця, ты и старо го свекра голодом мориш"!

- А и нищенка! Ты минздрава сито поцарапала: да и коромесло у тебя наше, и дай коромесло!

Ухватились за коромесло, вы лили воду, содрали платки, ста ли бить ся. Подъехал с поля Гавриил, заступил ся за свою бабу. Выскочил Иван с сыном, стовпились в кучу. Иван, мужик здоровый, всех раскидал; Гав-рилови вырвал клачок бороды. Совпадение ся народ; на силу их разняли.

Вот и с чего пошло.

Завинув Гавриил свой клок бороды в бумажку поехал в волостной управы судить ся.

- Я - говорит - не ее лелеял, мою бороду, чтобы ее рябой Иван дер!

А эго жена хвалит ся соседям, что они теперь Ивана осудят, сошлют в Сибирь. И пиш ла вражда.

Уговаривал их с печи старый сейчас с первого дня, и не слушали молодежи. Говорит он им:

- Пустое вы, дети, делаете и из пустого починаэте. Погадайте лишь, что все дело пошло у вас через яйцо. Подняли дети яйцо: ну, Бог с ним! В одном яйци пользы мало. У Бога для всех станет. Ну, сказала дур не слово, то ты и поправь: на учи, как лучше сказать. Ну, подрались: грешные люди; буваз и се. Ну пойдите же, извинитесь, и конец всему. А пойдет на суд, то хуже вам будет.

Не послушали молодежи старого; думали, что все старик говорит не к ричи, а так толь ко ворчит по стариковски.

Не покорил ся Иван сусїдо-вы. - Я говорит - эму бороды не рвал, он ее сам себе висмикав; а позже сын мне оборвал петельки и целую рубаху на мне. Вот она!

И поехал Иван судить ся. Судились они и у мирового и в волостного. Пока судили ся о пав у Гаврила сворень с телеги. Посудили бабы за тот сворень Иоаннова сына.

- Мы - говорят - видели, как он ночию подходил под окно к телеге; а кума говорила, что он заезжал в корчму и там с тем своренем напрошу тал ся корчмареви.

И вновь стали судить ся. А до мя день то ругань, то драка. И дети ругают ся в старших учат ся и бабы сойдут ся на ріцї, то не так праниками бьют, как языками стучат, а все на беду.

Сразу висуджували мужики о-ден на второго; а потом таки и в правду, где только что плохо спрятано, сейчас и пірве. И так же приучили и баб и дїтий. И стало их житз все хуже и хуже. Судили ся Иван Щербак с Гавриилом Хромом и на собрании и в волостному управе и в мировой, так что и всем судям навкучилось. То Гаврила на Ивана наведет грошеву ка ру, или арест, то Иван на Гавриила. И чем больше пакостили оден втором, тем более о злоблялись. Собаки схватят ся, то чем больше друть ся, тем более озьвіряють ся. Со баку бьют по заду, а она ду-маз, то ее тота кусаз, и еще больше розпалюз ся. Да и те мужики. Поедут судить ся, их накажут одного или второго деньгами или арестом: и все то у них розпалюз ся сердце одному на второго. "Пожди но! - мол - Я тебе все отдам! И так шло у них шесть лет. Только старик на печи все равно говорил. Начнет бу вало упоминати:

- Что вы, дети, делаете? Бросьте вы все свои расчеты, работы не занедбувайте и на людий не злобіть ся, то лїпше будет. А то чем больше злобитесь, тем хуже.

Не слушают старика.

На семім роцї зашло в том, что на весїлю Иванова невестка стала при людях позорить Гав рила, стала эму высказывать что эго прихватили с чужими лошадьми. Гаврила был пьян, не содрал жал сердца, ударил бабу и стекол воскликнул так, что она воскресенье лежа ла; а баба была беременна. Враду тал ся Иван, уехал с просьбой к судье. "Теперь - думаэ - розвяжусь с соседом; не миновать эму Сибири." И вновь не ный шло по согла охотничье р. Не принял суд просьбы. Осмотрели бабе: баба встала и знаков нет. Поехал Иван к мировому, и он переслал дело в волости. Стал Иван заходить ся в волости, поставил Писарєви и стар шинї пол ведра сладкой и вы-старался ся, что присудили висічи Гаврилови спину. Прочитали Гаврилови на суде рішенз.

Читаз писарь: "Суд постановил наказать крестьянина Гаврила Хромого двайцятьма розгами при волостному управлению". слухаэ и Иван решений и смотрит на Гаврилу, что он теперь будет делать. Выслушал Гавриил и побілїв как полотно, вернул ся и вошел к сїний. Вышел за ним Иван; хотел он к лошади

и услышал: говорит Гавриил.

- Хорошо! - говорит: - Он мою спину висіче! По курит ся она у меня, но чтобы у него не зажгло ся что-то весь нїйшого!

Услышав те слова Иван и сейчас возвратился в суды.

- Суде справедливые! Он гро зить* меня сжечь. Послушайте: он сказал при свидетелях.

Пізвали Гавриила.

- Правда, ты говорил?

- Я ничего не говорил. Сїч-то когда ваша власть Видно, что мне одному надо терпеть за мою правду, а эму все виль но.

Хотел еще что-то сказать Гавриил, и затряслись у него и губы и щеки. И отвернул ся он к пали. Напугали ся даже судї. глядя на Гавриила. "Чтобы он и в самом деле - думают - не сделал что злого су-сїдови или себе самому!"

И стал говорить старенький судья:

- А вот что, братья: по-годїть ся вы лучше по доброму! Ты, брат Гавриил, хорошо сделал, что ударил беременную женщину? Ну, хорошо, что Бог помиловал; а то был бы причинил грех! Хорошо? Ты послушай ся и поклонись эму; а он тебе даруэ. Мы перепишем се рішенз.

Услышал сие писарь и говорит;

- Так нельзя, потому что после 117-того параграфу не было добровольной сделки, а запало рішенз суда: а рішенз должно войти в силу.

Но судия не послушал писаря.

Вот - говорит - чешется язык! Первый параграф, брат, памя папы на Бога; а Бог повелел пого дить ся.

И стал судья снова уговаривать мужиков напрасно; не послушал эго Гавриил.

Мне - говорит - без одного пятьдесять лет, у меня женатый сын, и из рода меня не били; а теперь такой Иван привел меня под розги, и я эму имею по-клонити ся! Ну, пусть будет; попамятаэ меня Иван!

Снова задрожал голос в Гав рила; не мог больше говорить. Он вернул ся и вышел.

От волости до дома было десять верст; Иван поздно возвратился домой. Уже бабы вышли встречать скот.

Відпряг он коня, успокоил ся и вышел к дому. В доме не было никого. Дети не вернули еще с поля, а бабы встречали скот. Вошел Иван, сел на ла ву и задумал ся. Вспомнил он себе, как Гаврилови объявили рішенз и как он побелел и отвернул ся к стене. И защемило у него сердце. Прирівнав он

к себе, когда бы эго присудили висічи. I сожалению эму стало Га. врила. I чуэ он: закашлял ся старик на печи, обернул ся, спустил ноги и полез с печи. Сдвинул ся старый, притаскав ся к скамье и сел. Измучил ся, пока доліз к скамье. Відкашляв старый, опер ся на стол и говорит:

- Что-же? Осудили?

Иван говорит: на двадцать розог осудили.

Покачал старик головой.

- Плохо - говорит - Иван, ты делаешь. Ох, плохо! Не эму, а себе плохо делаешь. Ну, выпорют э-м спину; а тебе полекшаэ от того? Что?

- Пізнійше не будет! - сказал Иван.

- Что не будет? Чиж он гор е делает от тебя?

Разозлил ся Иван. - Как это? -- говорит: Что он мне сделал? Он был бы мне* бабу убил на смерть! Да он и теперь грозит меня сжечь. Чтож кланяться эму за то?

Вздохнул старик и говорит:

- По усему вольном сьві-эти ты Иван ходишь и ездишь, а я на печи который уже год лежу; вот ты думаэш, что ты все видиш, а я ничего не вижу я. Нет, сынок; тебе ничего не видно, тебе злоба глаза заслонила. Чужие грехи перед глазами, а свои за слюной. Ты сказал, что он плохо

делает...

Когда бы он оден плохо, делал не было бы беды. Или беда между людьми от одного заводит ся? Беда между двумя. Эго дрянь тебе видно, а своэї не видно. Как бы он сам был ли хий, а ты добрый, беды бы не было. А бороду кто эму выдрал? А по судам кто эго таскал? А все на него складаэш. Сам плохо живешь, и от того идет беда. Не так я, сын, жил и не так вас учил. Мы со старым, с эго вітцем, так жили? Мы как жили? По сусїдски! У него получилась мука: придет баба: - Дядя Флоре, муки надо! - Иди, молодице, в амбары и набери, сколько надо. У него бу вал в некого послать с лошадьми: - Иди, Ивасю, с лошадьми! - или у меня не станет чего; иду к нему: Дядя Гордею, а того того надо. Бери, дядя Флоре! - Так у нас бывало и легко было нам жить. А теперь что? Вот когда тот рассказывал жовнир за Плевну. Что-же? У вас теперь война хуже той Плевны. Это житэ? Не грех то? Ты мужик; ты хо дар в дома; от тебя идет пример. А ты чему учишь своих баб и дїтий? Собачити ся! Когда ту Тарасков, то смар-утиная, лаз тїтку Эрину при матери, а мать сьміз ся. То ли хорошо? От тебя-же идет при-клад. Ты с души своей подумай! Должно ли так; Ты мне сло во а я два; ты мне в рожу, а я тебе два раза? Ни сыну; Христос по миру ходил и не так учил нас, дураків. Тебе слово, а ты змовчи; согла самого совесть переконаз. Так Он в-чив нас! Тебе раз в морду, а ты наступил ся еще; на - языков - бей, когда я заслужил. А позже совесть зганить; он и покорить ся и тебя послухаэ. Так то Он нам приказывал а не нос задирать. Что-же ты молчишь? Хорошо ли я говорю?

Молчит Иван, слухаэ.

Закашлял ся старый, на силу отдохнул, и снова стал говорить: - Ты думазш, что Христос нас плохо учил? А так все для нас, для нашего блага. Ты хоть в земнім житю погадай! Что тебе лучше и не хуже стало с того времени, как у вас то-и Плевна завела ся? Почисли-ка, сколько добра ты протратив на суды, сколько проездил и прохарчував? У тебя сыновья - такие орлы поднялись; тебе бы жить и в гору идти: а у тебя достаток стали малеть. А от чего? Все от того от гордости твозї! Тебе с детьми надо в поле ехать и сеять, а тебя враг гонит в суд. Не в время вспашешь, не во время посїзш, то она, матушка, и не родит. Овес почему отеє не родил ся? Ты когда Э-го сеял? Из города приехал. А что •висудив? Себе на шею! Эх сыну! Ты помни на свою работу, делай с детьми на полы и в дома, а обидит тебя кто, так ты по Божьему извини, но и в работе будет тебе вільнїйше и на душе все у тебя будет легко.

Молчит Иван.

- Вот что, Ивасю! Послушай меня старого! Пойди ты, запряги малого, поезжай сейчас же в управу, полагоди там все дела и пойди рано к Гавриила, по-годись с ним по Божьему и к себе пригласи - завтра и так праздник поставь самоварчик и розвяжи все грехи, чтобы их больше не было, да и бабам и детям закажи.

И снова начал старик, словно бы угадал:

- Иди, Ивасю не откладывай! Гаси огонь в начале; а разглашение варить ся тогдї и не спинеш.

Старик хотел зще что-то сказать и не досказал; пришли бабы в дом, застучали как сороки. К ним уже все дошли вести, и как Гаврила осудили на розги и как он избирает ся сжечь. Все довідали ся и своего добавили и уже с Гавриил ными бабами успели на вигонї на его поругать ся. Стали рас казувати, как им Гаврилова невестка грозила референтом; ре ферент языков влечет за Гавриилом, он все дело теперь пе-реверне. А учитель языков уже вторую просьбу написал на Ивана до самого царя; а в просьбе той прописано все, и за сворень и за огород, и половина хо зяйства теперь на них перейдет. Выслушал их Иван и вновь у него похолодело сердце, и он разгадал ся мириться с Гавриилом.

У хозяина в доме все работы много. Не притворился ся Иван в разговор с бабами, а встал, вышел из дома и пошел на гумно и к овину. Пока успокоил ся с работой, уже и сонїч ко зашло за дом, приехали и дети из поля. Они пахали под зиму на ярину. Встретил их Иван, расспросил о работе, помог уладить ся, відложив розірва ный хомут для исправления: хотел еще попрятати жерди под шопа, и уже совершенно смерклось ся.

Теперь поужинать и спать! - погадав Иван; хопив расторгнут хомут и пошел к дому. И к тому времени забыл и про Гавриила и о том, что говорил отец. Ледво к дверий и к сїний, вплоть чуэ: оса плота лаз ко гось сосед хриплым голосом. Остановил ся Иван, постоял, послушал, пока Гавриил ругал ся; покачал голо вой и пошел к дому.

Вошел он в избу. В доме по сьвітили: женщина в углу сидит по кужелю, старая ладит ужин, старший сын крутит волоки до лаптей, второй си дит при столе с книжкой, Та-раско збираз ся на ночь.

В доме все красиво, весело, ко-либ не то беда, злой сосед. Вошел Иван сердитый, сбросил угле со скамьи и отчитал на баб, что шафлик не на месте. И нуд только стало эму с охотничье р Гаврила ви слова, как то он на суде от-грожував ся и как отщо о ко гось хриплым голосом крикнул: "убить эго стоит"!

Подала старая Тарасови ужин. Поел он надел кожуши ну. кафтан, підперізав ся, взял хлеба и пошел на улицу к ко-ный. Хотел эго старший брат провести, и Иван сам встал и вышел перед дом. На дворе уже вполне стало темно, сгустились тучи и поднял ся ветер. Зашел Иван с крыльца, подсадил сына, підогнав за ним жеребенок и постоял, посмотрів послушал, как Тараске поехал судьбы селом, как съехал ся с другими ребятами и как они отъехали прочь, что их и не слышно. Постоял, постоял Иван у ворот, и не выходят у него из головы Гаврилові слова; "Чтобы у тебя что-то важнїйшого не зажгло ся!"

- И себя - думаэ себе Иван - не послухаэ. Такая засуха, да еще и ветер! Зайдет где с заду підложить огонь, и следа по нем нет! Сожжет вор и станет невиновен. Вот колыб так эго поймать, уже не вошел бы!

И так сия мысль залегла Ивано вы в голове, что не пошел он обратно на крыльцо, а просто пошел на улицу, за ворота, за угол. "Давай, обойду обійстз; кто эго знаэ!" И пошел Иван тихой поступью под ворота. Что йно зашел он за угол, взгляды воскликнул здовш плота: и увідїлось эму, щсГ на том углї что-то шуснуло, что выдвинулось и обратно спряталось за угол. Остановил ся Иван и притих; слухаэ и дивить ся: все тихо, только ветер листочками на лозинї трепещет и по соломе шуршит. Было тем но, хоть глаз выбери а то вдивились очи в темноту, и видит Иван весь угол и крышу. Постоял он посмотрів: нет никого.

"Видно, привидїло ся" пода имел Ибан, "а все-таки обойду". И пошел крадучись, под шопа. Ступаэ Иван тихо в лаптях, так что и сам своих шагов не чуэ. Дошел до угла, вплоть смотри: на том кінци сверкнуло и обратно скрыло ся. Так и поразило Ивана в сердце, и остановил ся он. Только пристанув, на том самом месте вспыхнуло яс-нїйше и отчетливо видно, как спиной к нему сидит человек в шапцї, прикучнувши, и клок соломы розпалюз в руках. Затовклось у Ивана сердце в груди словно птица и напряг ся весь и пустил ся большими кро ками. Сам под собой ног не чуэ. "Ну" думаэ "теперь не втїк не, на месте захвачу"!

Не далеко дошел эще Иван, аж вдруг засьвітилось ясно-ясно, и, уже не на том месте и не маленький огник, а полу-мэм вспыхнула солома под о-стрішиною и несет на крышу и стоит Гавриил и всего эго вид но.

Как ястреб на жаворонка бросил ся Иван на Хромового. "Звяжу!" думаэ: "не втїкне т4-пер!" И почуял видно, Хромий шаги, осмотрел ся и - откуда и взяла ся прыть - повалил языков заяц под шопа.

- Не втїкнеш! - закричал Иван и налетел на него. Только хотел он эго ухватить за ков-нїр а Гавриил вырвал ся эму изпод руки, а Иван схватил эго по полу.

Пола ободрала ся, и пал Иоанн: "Гвалта! Держите." крикнул Иван, сорвал ся и побежал дальше; Пока он піднимав ся, Гавриил был уже круг своэї дома: но и здесь настиг эго Иван. И только хотел он эго схватить, как раз что-то эго заморочило, - словно камнем ударил в голову. Се Гавриил коло хати поднял дубовый кол, и когда Иван подбегал к нему, со всего размаха ударил эго по голове

Заморочило Ивана, искры по-сыпались с очий, спустя п нїло в глазах, и поколебал ся он. Когда опамятав ся, Гаврила уже не было; было ясно как день и от ого дома, словно бы ма шина шла гудїло, и трещало что-то. Иван обернул ся и увидел, что согла задна рига вся горела, а боковую захватило; и о-гонь и дым и огарки соломы гнало с дымом на дом.

"Что же это братцы! крикнул Иван, поднял руки и ударил ими себя по бокам: "Так мне" только было вырвать из остріши ны и задоптати!"

Хотел Иван закричать и дух омп захватило и не добыл голоса. Хотел бичи: ноги не идут, одна за вторую зачіпаз. Пошел поволи, сделал два кро ки, поколебал ся, вновь омп запер ло дух. Постоял, відітхнув и ушел. Пока он обошел сарай и дошел до огня, боковая рига была в огни, захватило уже и угол избы и ворота; из избы валил огонь и не было к ней приступа. Народа совпало много, и не было что делать. Соседи выносили свое и виганя ли из дворов скот. После Ивановой заняла ся Гаври-лова хата; поднял ся ветер, перебросило через улицу. Языков ми тлою смело половину села.

У Ивана только старого вынесли и сами выскочили, в чем бы^ли; а то все оставило ся.

Кроме коний, были на ночлеге, вся скотина сгорела: куры погорели на насестах; телеги, плу ги, бороны, жінчинї скринї, збі же в сусїках - все сгорело. У Гаврила скот выгнали и кое-что вынесли.

Горело долго, всю ночь. Иван стоял возле своего подворья, дивив ся и только приговаривал: "что же это братцы! Только было вырвать и задоптати!" Но когда завалила ся потолок в доме, он полез в сам огонь, хо-пил обгоревший сволок и стал тянуть с огня. Бабы увидели позже и стали звать обратно; но он витаскав сволок и полез за вторым и пошпотнув ся и упал в огонь. Полез за ним сын и вытащил ого. Сжег себе Иван бороду и волосс, сжег одежду и обжег руки и ничего не слышал. "Это он с горя одурів!" говорил народ. Стал о-гонь погонять, а Иван все стоял и только приговаривал: "Братцы, что же это? Только было вырвать!" Утром прислал войт за Иваном сына.

- Дядя Иван, твой отец вмираз; повелел тебя призвать попращати ся. #

Забыл Иван и про отца и не понимал, что омп говорят.

- Отец? Чего?

- Повелел тебя призвать по прощать ся; он у нас умираз в доме.. Ходїмо дядя Иван!

Ледво объясниться Иван и пошел за війтовим сыном.

Когда старого выносили, оки нуло его соломой с огнем и обожгло. Эго занесли в войта дальнейшее, где не горело. Когда Иван пришел к вітця, в доме была только сама старая ресниц-тихая и дети на печи. Все были при огни. Старик лежал на скамье и смотрел на дверь. Когда сын вошел, он зарушав ся. Старуха подошла к нему и сказала, что пришел сын. Он велел призвать согла близше. Иван подошел и тогда старик сказал:

-- А что, Ивасю - сказал он, - я говорил тебе? Кто сжег деревню?

- Он, папа - сказал Иван. - Он. я и застал ого. При мне он и огонь підложив под вер ху. Мне было лишь выхватить клок соломы с огнем и зак-птати и ничего бы не было.

- Иван! - сказал старый: Моя смерть пришла, но и

ты будешь умирать? Чей грех?

Иван закатил глаза в отца и молчал; он ничего не мог воем выть.

- Перед Богом говори: чей грех? Что я тебе говорил?

Теперь опамятав ся Иван и все объясниться. И он засопел носом и упал на колени перед вітцем, заплакал и сказал: "Мой батюшка! Простите мне рады

Христа! Виноват я перед вами и перед Богом!"

- Слава Тебе Господи! Сла ва Тебе, Господи! - сказал он и обратил глаза на сына.

- Ивасю! А, Ивасю!

- Что, батюшка?

- Что же теперь надо делать?

Иван все плакал.

- Не знаю, батюшка, - сказал, - как теперь и жить будем.

Закрыл старик глаза, помолов губами, словно бы собирал силы, и вновь открыл глаза и сказал:

- Проживете! Как будете жить с Богом, то об живете!

Помолчал зще старый, усьмі-хнув ся и сказал:

- Смотриж, Ивасю, не говори кто поджег! Чужой грех по-йрий, Бог два простит!

Оби руки, сложил старый под сердцем, вздохнул, протянул ся и умер.

Иван не сказал на Гавриила и никто не довідав ся от чего был пожар. И сошло у Ивана сердце на Гавриила, и дивился Гаврила, Иван на него никому не доносит. Сразу бояв ся и Гавриил, а потом и привык. Перестали ругать ся парень пи, перестала и их семья. Пока строили, жили обе семьи в одном дому; а когда відбудовало ся село и обій-стя разместили ся шире, Иван с Гавриилом оставили ся вновь соседями в одном гнїздї.

И жили Иван с Гавриилом по сусїдски так же, как жили их родители. И памятаз Иван Щербак на приказ отца и на Божью в-становую, что тушить огонь надо в начале. И когда омп кто сделает что-то злого то он не о том дбаз, чтобы отомстить ся за то, а о том, как бы мог направить. А когда омп кто скажет ли хе слово, то он не о том дбаз, чтобы ответить зще хуже, а если бы научить и не говорить так; а так же учит своих баб и дїтий. И розжив ся Иван Щербак и стал жить лучше, нежели давнїйше.

\

Вырос на хорошей ниве бурян. И, чтобы уничтожить эго, властители' нивы скашивали эго, но от того бурян еще умножував ся. А вот посетил властителей нивы добрый и мудрый хозяин и между иньшими науками, которые он давал им, сказал и о том, что сорняков не надо косить, потому что от того он лишь умно-жуэ ся, а надо эго выключать с корней.

ПРИТЧА.

Но властители* нивы или не зауважали между иньшими наука мы доброго хозяина науки о том, чтобы не косить сорняков но чтобы эго выключать, или не понимали эго, или же после своего счета не хотели исполнять той совета. И стало ся так, что не слушали совета, чтобы не косить, но выключать бурян так как бы из и не было никогда и люди косили и дальше бурян и дальше эго размножали. И хоть бывали и следующих годах люди, вспоминали властителям нивы на совет мудрого и доброго хозяина, то они их не слушали и поступали себе даль ше по давному.

И скошуванэ сорняков, как он только покажет ся, стало не только обычаю, но святым переда-нэм; и она зарастала чем раз больше. Дошло до того, что на ниве был уже только один бурян. Люди печалили ся тем и придумывали всякие средства, но только не слушали совета, которую им уже давно дал добрый и мудрый хозяин. Вот по видел один человек тот лихой состояние, в котором находило ся поле. Между забытыми указаниям хозяина нашел он совет и на то, чтобы сорняков не косить, но чтобы отключать эго с ко-рінзм. И эму шлось напімну ты властителей поля, чтобы не поступали так не мудрено и что на эту ерунду уже давно обратил их внимание мудрый и к брий хозяин.

И чтож? - Намість того, чтобы застановити ся, напімне нз того мужчину справедливо, или нет, и когда оно справедливое перестать бурян косить, а когда не справедливое, то эму доказать несправедливость эго напімненя, или сказать, что совет доброго и мудрого мужчину безосновательная и для них не обо-вязуюча, властители' поля не сделали ни одно, ни второе, но обидили ся напімненями того мужчину и начали согла ругать.

Одни называли согла гордым безумцем, который думаэ, что из всех он один понял науку хозяина; вторые называли э-го лжецом и говорили, что он беда вияснюэ науку господа-ра: а третьи, забыв, что он го ворив не свои слова, но толку вав науку мужа, которого все считали мудрым хозяином называли эго злорадным мужем, что хочет развести бурян и лишить людий поля. "Он говорит, что не надо косить сорняков, так как мы не будем согла уничтожать, то он розросте ся и уже полностью уничтожит нам поле. И на что нам следовательно поля, когда должны на нем лелеять бу ряни?" Так говорили люди и нарочно замалчивали, что чело век не говорил о том, что не надо уничтожать сорняков, однако, что не надо эго косить, но выключать. И взгляд, что тот че ловек или лжец или дурак или хочет наделать людям шко ды, утвердил ся так сильно, что все эго порочили висьмівали эго. И сколько не наговорил ся и не напояснював ся тот человек, что он не только не хочет размножать сорняков, но вла сне э убежден, что нищенэ буряиів это одно из главных за содержание понятий земледельца, что так понимал сю дело и добрый мудрый хозяин, которого слова он нагадуэ, и эго не слушали. Се дїляло ся потому, что люди без услівно порешили, что тот человек э или гордым дураком, который відворотно толкуэ слова мудрого, доброго хозяина, или злым мужем, что завзи ваз людий не к нищеня буря ну а к эго плеканя и розмно-жуваня.

Оттаке именно лучило ся было и мне, когда я указал на ука зівки звангельскої науки, чтобы не противити ся силоміцю злу. Христос проповедовал се прави ло а по нем из-за целый время все Эго истинные ученики. Но то м, что они или незамітили того правила, или потому, что не поняли эго, или потому, что виконанэ того правила показалось им слишком тяжелым, то чем больше времени прошло, тем больше забывало ся на то правило, тем более віддалювало ся человеческое житэ от того правила и на конец пришло к то

ого, до чего дошло теперь -

к тому что правило начало выдавать ся людям чем-то новым, неслыханным, чужим, даже и глупым. И со мной произошло то же самое, что произошло с тем мужчиной который указал людям на давнїйшу совет доброго и мудрого хозяина о том, что сорняков не надо косить, но надо отключать эго с корінзм.

Как властители поля нарочно умолчали то, что совет не заключалась в том, чтобы не уничтожать сорняков но в том чтобы уничтожать эго в умный способ и как сказали: "не будем слушать сего мужа, - он дурак, он говорит, чтобы не косить буря нов но говорит размножать их," так и на мои слова о том, что - чтобы истребить зло после науки Христовой, - не надо злу силоміцю противити ся, но с корнем и уничтожать любовью, люди сказали: "не будем эго слушать, он дурак, он советует не противити ся злу, чтобы зло задавило нас".

Я говорил, что после Христо вой науки невозможно искоренить зло злом; что когда противимо ся злу силой то зло лишь увели шаэ ся; после Христовой науки викоріняз ся зло добром. "Бла гословіть тех что вас ненавидят; молитесь за них, что вас

оскорбляют любите врагов ваших и не будете иметь врагов!" Я говорил, что после Христовой науки целое человеческое житэ, то борба со злом; злу противити ся надо умом и любовію. Среди всех средств, которыми противимо ся злу, виключаэ Христос одно неразумное средство ство противленя, а то - насилие, которое лежит в том, что боремо ся со злом - злом.

И сии мои слова поняли так, будто-бы я говорил, что Христос-чив, что надо противити ся злу. И все те, чиэ житэ опирало ся на насилии и кому за то насилие было дорогое, ра к приняли такое толкованэ мо их слов а при том и слов Христовых и они признали, что наука о непротивленэ злу с наукой фалшивою, глупой, без божною и злорадною. И люди совсем супокійно делают так-дальше, что город уничтожать зло еще и умножают эго.