ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Философско-эстетические и моральные проблемы романа Оскара Уайльда “Портрет Дориана Грея”

Роман «Портрет Дориана Грея» О. Уайльдом был написан в 1891 году. Цейтвір является философско-эстетической концепцией мировосприятия автора. Наиболее полно она раскрывается в предисловии, где сконцентрировано двадцать пять афоризмов. Предисловие и сам смысл романа составляют своеобразный диалог, в котором находит художественное выражение эстетика О. Уайльда.
Эстетизм, как течение искусства, основанный на том, что творчество является отражением внутреннего мира художника: «Искусство - это зеркало, которое отражает того, кто в него смотрит». Исходя из этого утверждения, можно говорить о прекрасный внутренний мир художника Холлуорда. Когда же всматривается в портрет Дориан Грей, произведение становится отталкивающим, что свидетельствует об аналогичном изображению состояние души героя. Мнение автора заключается в том, что явление искусства воссоздает душу не только художника, но и зрителя.
Содержание романа раскрывает и другое положение вступления: «Художник не моралист». Лорд Генри, увидев портрет прекрасного юноши, сожалеет из того, что человеческая молодость и красота недолговечны. У Дориана возникает мысль, что было бы хорошо, если бы старел не он сам, а его портрет. Эти мечты чудесным образом сбываются. Но портрет не только стареет, на нем внешне выражаются все проявления души Грея. Портрет становится все ужаснее. Увидев искаженное лицо Дориана на полотне и поняв преступную душу героя, художник требует от юноши покаяние перед Богом, не прибегая к морализаторству. Уайльд не осуждает действия своего героя открыто. Писатель искажает его внешность на портрете, выражая этим свое отношение к поступкам Грея.
Спорным кажется и другое утверждение автора: «у искусства нет никакой пользы». По мнению Уайльда, искусство может верно воспринимать только человек, который глубоко понимает прекрасное. Но такой человек не нуждается уроков нравственности. В романе таким человеком является лорд Генри, который сам не делает ничего аморального, понимает прекрасное.
В произведении Уайльд раскрывает и мнение о том, что художник является пре ставником «высокого искусства лжи». Отмечается, что после портрета Дориана работы Холлуорда становятся хуже. Это утверждение можно понять как мысль о приближении его творчества к реаліму. Мысль о том, что искусство связано с фантазией, раскрывается на примере судьбы актрисы Сибиллы Вейн. Когда Сибіла не знала, что такое любовь,- она прекрасно играла на сцене влюбленных женщин. Как только она встречает любовь в жизни, сразу же начинает играть все хуже. Красота исчезает.
Одним из главных персонажей романа является лорд Генри. Это своеобразный герой, которого можно считать «змеем спокушувачем». Но считать лорда Генри в полной мере ответственным за поступки Дориана нельзя Ведь лорду принадлежат слова о необходимости спасения души: «... как польза человеку от того, что она получит весь мир... если он теряет собственную душу». Генри выражает только идею, которая воплощается в жизни молодого юноши, но воплощается в искаженном образе Это лишь подтверждает мысли Уайльда, что место, которое занимает человек в обществе определяется теми страданиями, которые она может вынести. На примере Дориана Грея автор показывает, как низко может упасть человек, который не испытывает страданий и сострадания.
Анализируя стиль романа, приходим к выводу, что произведение насыщено элементами импрессионизма. Для него характерно отражение мировых и цветных тонов, воссоздания полноты проявлений природы. Импрессионистическое восприятие отражается и в словах главных героев. Лорд Генри замечает, что в истории человечества есть два момента: «Первый - появление в искусстве новых средств выражения, второй - появление в нем нового образа». Произведение Уайльда насияний элементами тонкого восприятия природы. Роман начинается картиной изображения сада: «Густой аромат роз наполнял мастерскую художника, а когда в саду поднимался летний ветерок, он, влетая в открытую дверь, приносил с собой то пьянящий запах сирени, то хрупкие благоухание розовых цветов боярышника».
Другие элементы стиля определяются самим автором, который заметил, что его книга «перегружена сенсационными событиями и излишне парадоксальная». Первый элемент раскрывается не столько в фантастичности сюжета, сколько в количестве несчастных случаев, убийств, самоубийств и загадочности смерти Дориана. А парадоксальность диалогов автора - это черта всех произведений писателя.
В творчестве роман О.Уайльда «Портрет Дориана Грея» занимает главное место, потому что в нем отражены эстетические позиции автора. Этот роман стал своеобразным сочетанием всех последствий творческого поиска писателя.