Противоречивый образ Анны Карениной
Есть ли в мире человек, которая осталась бы равнодушной, читая роман «Анна Каренина»? Думаю, что нет. Ведь речь идет не только о судьбе женщины. Речь идет об истории страны, потому что роман Л. М. Толстого является отражением целой эпохи русской жизни. Здесь и мораль светского общества, и жизнь низов, блеск салонов и упадок села. И на этом фоне - яркая, неординарная личность, которая стремится к счастью.
Классики прошлого не раз обращались к образу женщины в литературе. Нельзя не вспомнить Екатерину из «Грозы» и Ларису из «Бесприданницы» Островского, Нину из чеховской «Чайки». Ус и они борятся за свое счастье и противостоят обществу. Но образ Анны Карениной - особый. Женщина, которая по социальному положению стоит на высшем общественной ступени. Казалось бы, чего не хватало ей? Она образованна, красива, богата, имеет вес в мире, ею восхищаются, к ее советам прислушиваются. Но она несчастна в семейной жизни, она одинока в своей семье. Возможно, что судьба Анны Карениной сложилась бы по-другому, если бы ее семья была счастливой.
Безусловно, первые строки романа «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» можно вполне отнести к семье Карениных. А разве можно быть счастливой с мужчиной, который не живет, а играет роль, что живет, ведь: «Переноситься мыслью и чувством в другое существо было душевное действие, чуждое Алексею Александровичу. Он считал это душевное действие вредным и опасным». Именно это состояние души Каренина стал причиной многих драматических случаев. А вокруг буяла жизнь, которого так хотела Анна. Возможно, потому, что Анна не любила Каренина, она всю свою любовь перенесла на сына, а дочку от любимого Вронского не любила. Единственной опорой Анны является ее любовь к Вронскому, но впоследствии это любовь меняется: «Моя любовь все делается страстнее и себялюбивее, а его все гаснет и гаснет, и вот вот-чего мы расходимся. И помочь этому нельзя».
В начале произведения Анна говорит Долли о необходимости прощения во имя сохранения семьи, а в собственной жизни она разрушает свою семью.
Но судьба Анны совершается в порыве искренних, правдивых и настоящих чувств, где нет ни малейшей лжи.
Настоящий характер Анны первой поняла Кити. Ведь Анна не была похожа на светскую даму». В ней не было ничего напускного. Левин также видит ее истинный характер: «Левин все время любовался ей - и красотой ее, и умом, образованностью, и вместе простотой и задушев-ностью». А внутренняя жизнь Анны Карениной было исполнено огромного напряжения. У нее были свои затаенные мечты и желания о независимости и о том, где можно приложить своих сил.
Анна ищет в себе причину того, что Вронский изменился в отношении к ней. И в то же время в минуты отчаяния обвиняет его во всем, что произошло.
Даже ее любовь превращается в жестокость, приводит к спору со всеми, с миром, с жизнью: «...и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя».
Противоречивость образа Анны Карениной заключалась уже в том, что жизнь ее разворачивалось в двух направлениях: то, что было в семье, и то, что было вне семьи. Анна чувствовала, что «счастье возможно только при строгом исполнении закона добра», а она пыталась построить его на несчастье близких ей людей. Однако бунтарский характер ее не признавал ничего смиренного: «...она знала вперед, что помощь религии возможна только под условием отрече-ния от того, что составляло для нее весь смысл жизни».
Анна отреклась от своего привычного образа жизни. «Все ложь, все обман, все зло»,- говорит она накануне гибели. Ус и вопрос был решен отрицательно, и это убило ее волю к жизни. Она потеряла моральную опору.
Безусловно, даже смерть героини можно рассматривать по-раВНОму: и как душевную силу, и как слабость. Но главным остается то, что Анна Каренина со всеми ее высокими нравственными порывами вступила в противоречие с общепризнанным стереотипом своей среды и своей эпохи. А за обычными формами человеческих отношений Л. М. Толстой раскрыл целостную натуру и всегда злободневные проблемы человеческих отношений, которые поражают своей глубиной и таинственностью.
|
|