Высокая трагедия как ведущий жанр литературы классицизма
Классицизм сформировался во Франции и оттуда распространился в страны Европы. Историческим почвой классицизма был абсолютизм, в котором люди того времени видели залог мира, согласия.
Государство большинство художников того времени воспринимала как воплощение разума нации. Поэтому служение государству и ее символа - королю - становится для многих писателей выполнением гражданского долга, что лежит выше личных интересов.
Ведущим жанром литературы классицизма становится трагедия. Во-первых, потому, что она давала возможность поставить проблемы, которые волновали современников: гражданский долг и личные интересы, разум, долг и чувства, страсти. Во-вторых, театр играл важную роль в формировании общественного мнения, спектакль смотрела большое количество людей, идея талантливой пьесы могла захватить зрителя. Неслучайно действие трагедий, по правилам класицистів, должна была разворачиваться в давние времена, в далекой стране, чтобы конкретное жизни, знакомый зрителям, не мешало им воспринимать идею произведения.
Наивысшего развития классицистическая трагедия достигла в творчестве французских драматургов Пьера Корнеля и Жана Расина. Они сосредоточили свое внимание на раскрытии сложных моральных проблем. Основой формирования личности они считали заповеди Библии, однако жизнь часто выдвигает проблемы, решить которые должен только сам человек. Основной конфликт, который рассматривают классицистические драматурги, - это конфликт между страстями и разумом, здравым смыслом, обязанностью.
Пьер Корнель в трагедии «Сид» раскрывает конфликт между чувствами и долгом. Родриго Сид и Химена любят друг друга, но герой, защищая честь своего отца, убивает отца любимой. Драматург показывает сложный внутренний мир героини, которая согласно семейного долга должна ненавидеть Родриго, но она не может отречься от любви. Конфликт героини Корнель решает с помощью традиционного на то время приема: только вмешательство короля, его разрешение увольняют Химену от необходимости мести. Но Корнель показывает, что такой сложный конфликт не может быть решен механически, волевым решением короля. Противоречия в душе Химены продолжают жить. Именно за это Французская Академия осудила эту пьесу Корнеля.
В трагедии Расина «Федра» тоже раскрывается конфликт между чувствами и долгом. Федра, жена царя Тесея, любит своего пасынка Ипполита, а тот, в свою очередь, пленницу Арікію. Царь Тесей оставляет свою семью и принимает участие в военном походе, вскоре приходит известие о его гибели. Теперь Федра может признаться в любви Ипполиту. Но тот раскрывает тайну своей любви и надеется, что после смерти отца он сможет жениться с пленницей. И неожиданно возвращается царь Тесей. Моральная проблема, которая стоит перед героями, требует решения: герои не хотят врать царю, мужу, отцу, но правды сказать не могут. Душа Федры - это настоящее поле битвы для борьбы чувства и долга, наконец она не выдерживает и рассказывает правду, что и приводит к трагическому финалу: все герои погибают.
Трагедия классицизма открыла новые возможности театрального искусства сосредоточить внимание зрителей на внутреннем мире героев.
|
|