ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Конфликт лирического героя с реальностью в лирике Гейне

Вся творческая деятельность великого немецкого поэта Генриха Гейне связана с его борьбой за светлое будущее Германии, за свободу и счастье немецкого народа.

Творческое наследие Гейне проникнута гуманистическими идеалами свободы человеческой личности. Высокое мастерство поэта, блестящий полемический талант публициста сделали идеи Гейне понятными для людей, которые живут в разных уголках земного шара.

Но творческая личность Гейне развивалась в тот период, когда в литературе Германии, как и многих европейских стран, распространялся романтическое направление, который повлиял на становление молодого поэта. Учась в Бонне, Гейне с увлечением слушал блестящие по форме и богатые фактами лекции Августа Вильгельма Шлегеля, одного из теоретиков реакционного романтизма. Но не был слепым последователем своего учителя, о чем свидетельствуют и его стихи, и статья «Романтика», напечатана в 1820 году. Нарушая идейно-эстетические законы немецкой романтической школы выдавать желаемое за действительность, Гейне выразил в статье мнение о том, что Германия свободна и «...ни один поп не может заточить в тюрьму немецкие умы; ни один благородный дворянчик не имеет больше права кнутом гнать на барщину немецкие тела, и поэтому немецкая муза также должна стать свободной, цветущей, простой, честной немецкой девушкой, а не мліючою монахиней или высокомерно рыцарской девой».

А в своем поэтическом творчестве Генрих Гейне пошел значительно дальше немецких романтиков. Важнейшими произведениями двадцатых годов, которые поставили Гейне в передовые ряды тогдашней литературы, стали «Книга песен» и «Путевые картины».

Сборник «Книга песен» заняла важное место не только в творческом наследии Генриха Гейне, но и сыграла важную роль в развитии всей немецкой лирики. Продолжая лучшие традиции национальной поэзии, Гейне проложил своим сборником новые пути развития немецкого лирического стихотворного жанра.

«Книга песен» представляет собой лирическую повесть, объединенную одной общей темой - темой любви. Но величие Гейне-поэта состоит в том, что в интимно-лирической тематике сборника он сумел отразить действительные черты своего современника - молодого человека десятых-двадцатых годов XIX века, которая оппозиционно относится к действительности. На это повлияла и личная драма Гейне: а его любимая видела в поэте лишь бедного родственника. Но в сборнике эта тема приобрела социального звучания. История любви в произведениях Гейне стала выражением протеста против дворянско-бюргерской морали, о чем свидетельствует стихотворение «Лирическое интермеццо».

Гейне понимал, что его страдания - это тяжелая общественная болезнь, изнуряющая многих людей Германии, угнетенных своим политическим бесправием, и, обращаясь к своей возлюбленной, говорил:

Я поэт немецкий, Известный в немецкой стране,

Где вспомнят о лучших людях, Там вспомнят и обо мне.

А что со мной, малютка,- То у многих немецких людей.

Где вспомнят о худших напастях, Там вспомнят и о моей.

Стихи, что вошли в «Книгу песен», создавались в течение около десяти лет. Они являются наглядным примером развития мировоззрения и совершенствование художественного мастерства Гейне. Все острее и глубже звучат в его произведениях оппозиционные социально-политические мотивы. С изменением мировоззрения автора меняются и черты лирического героя. Он живет в реальном мире, но чувства его овеянные светлым и радостным колоритом.

Автор как бы убеждает и себя, и лирического героя своих произведений в том, что при любых социальных условиях человек стремится к счастью. В интимной лирике поэта появляются другие оттенки. Легкая грусть неразделенной любви не имеет ничего общего с болезненной тоской ранних стихов.

Лирический герой циклов «Лирическое интермеццо» и «Возвращение на родину» не поэтизирует мистическое, потустороннее любви, а утверждает идеал земной любви во всей его жизненной красе:

Дорогая, что же это: Не пустой ли

призрак ты, Что возник в мозжечке

поэта В пору летней духоты?

Нет! Такой улыбки чистой, Глаз,

такой струящих свет, Красоты

такой лучистой Не придумает

поэт.

Недаром стихи этих двух сборников зрелого мастера привлекли внимание многих композиторов и стали всемирно известными романсами.

Дальнейшее творчество художника опирается на метод иронии, свойственный большинству романтиков, для которых ирония служила средством примирения с действительностью, вводила в мир иллюзий и обыденности.

Гейне обращается к иронии, чтобы, наоборот, развеять бесплодные романтические иллюзии, показать их беспомощность в столкновении с действительностью.

Часто в уста лирического героя автор вкладывает острую политическую сатиру, которая в дальнейшем творчестве стала неотъемлемой чертой его прозы. В начале тридцатых годов основным жанром творчества Генриха Гейне становится публіцістика. И только могучий революционный толчок годов сороковых, который требовал от литераторов агитационных функций, вернул Генриха Гейне к лирике, с которой он больше не порывал до последних дней своей жизни.

Но последний период творчества мастера уже не стал периодом поисков. Его можно назвать периодом сомнений. Реакция на неудачное завершение революции 1848 года нашла свое отражение в сборнике стихов «Романсеро». Лирический герой этого сборника выражает неверие в борьбе. Как личную трагедию он воспринимает гибель истинных героев и торжество проходимців:

Эй! Вот смерти бесполеВНО

В панцирь прятаться железный;

Весь в крови падет герой.

Одолеет добрых злой.

Но конфликт лирического героя с реальностью как раз и заключается в том, что он вступил в спор сам с собой, но у него сохранились и воля к борьбе и вера в победу над силами реакции.

Забытый часовой в войне свободы,

Я тридцать лет свой пост не покидал,

Победы я не ждал, сражаясь годы;

Что не вернусь, не уцелею - знал.

Где же смена? Кровь течет, слабеет тело...

Один упал,- другие подходы!

Но я не побежден: оружье цело,

Лишь сердце порвалось в моей груди.

Вот таким и предстает передо мной лирический герой произведений Генриха Гейне. А художник, который создал всемирно известные шедевры лирики, прозы и публицистики, сумел воспроизвести тончайшие оттенки настроений человеческой души, живет и будет жить в веках. Ведь взлет человеческой мысли не имеет границ. Вот в этом, по моему мнению, и заключается бессмертие.