Реальность и мифотворчество как стилевые особенности новеллы Ф. Кафки «Перевоплощение»
Утро. Человек просыпается и не находит себя. Еще есть мысли, но они в основном «вчерашние»: «надо не опоздать на работу», «звонит часы». А человека уже нет. Зато в кровати лежит на спине огромная странное насекомое, беспомощно дергает комашиними ножками, пытаясь встать, но тяжелый панцирь тянет вниз.
Что это? Ночные кошмары? Тяжелая психическая болезнь? Нет, это реальность. Реальность, в которой будут жить герои новеллы «Перевоплощение». Реальность, в которую поверит читатель. Особая реальность Ф. Кафки.
Когда-то древние люди не могли объяснить многих природных сил, путей человеческой судьбы. Их фантазия создала мифы про богов и сверхъестественные существа, которые правят миром, управляют судьбами и поступками людей. Реальность и фантастика в таких мифах тесно переплетались, отражая несостоятельность человека логически осмыслить мир, в котором она жила. Много древних мифов рассказывали о перевоплощении человека в цветок, дерево, животное. В основном герои древних мифов наказывались перевоплощением за недостатки характера, плохие поступки. И такое перевоплощение воспринималось как предупреждение, предостережение людям.
Ф. Кафка творит свой миф. Реальность и фантастика объединяются, чтобы создать образную картину современного автору мира, безжалостного и абсурдного, где ничего не поддается логическому толкованию, где человек обречен на одиночество, где она чувствует себя лишь насекомым.
За что судьба наказывает главного героя новеллы Грегора Замзу? Он обычный молодой человек. Все его усилия и заботы были покорены семьи. Он упорно работал, чтобы содержать обанкротившегося отца, больную мать, младшую сестру. Работу свою он не любил и мечтал когда-нибудь покинуть ее, но не теперь, а когда. Когда семья будет обеспечена, когда сестра будет учиться в консерватории, о которой мечтает. Именно об этом позволяет себе помечтать Грегор, лежа в постели и чувствуя в себе какие-то странные изменения, но еще не осознавая их. Он только чувствует, что ему трудно перевернуться на правый бок, на котором он привык спать. Такие подробности, что ими насыщает рассказ Кафка, только усиливают впечатление достоверности всего, что происходит. Наконец, герой убедился, что он превратился в насекомое, что это не сон, не бред, как показалось ему сначала. И, убедившись, герой ужаснулся. Но отнюдь не самого перевоплощения. Испугавшись, что опоздал на поезд и теперь не имеет даже надежды быть на работе вовремя. Ужаснулся, что в новом виде ему трудно будет работать с клиентами и семья останется без средств. Ужаснулся, когда услышал ласковый голос матери и в ответ свой насекомое писк, ему стыдно за перевоплощение перед родными.
Интересно, что Грегор никого из близких не зовет на помощь, хотя это была бы нормальная реакция. Он почти сразу воспринимает свое перевоплощение без внутренней борьбы. А все свои усилия сосредоточивает на приспособлении к новому телу, к новым условиям жизни. И даже находит приятное в своем новом положении. Например, он выяснил, что может лазить по потолку, и даже полюбил подолгу там висеть. Его мучают стыд и безысходность, гидотливе отношение самых дорогих ему людей, но он даже себе не задает вопрос, почему с ним это произошло, за что он наказывается перевоплощением. Возможно, потому, что внутренне, еще в образе человека, Грегор чувствовал себя насекомым, которое ничего не может изменить в жизни? Возможно, потому, что в своей семье он был одинок и его любили до тех пор, пока он приносил пользу? На эти вопросы автор не дает ответа. Его стиль, насыщенный бытовыми подробностями, наоборот, будто заставляет читателя сосредоточиться на событиях, а не размышлять над причинами. И этот стилевой прием снова напоминает древние мифы, в которых подавалась только рассказ о событиях, и каждый имел право толковать их. К тому же мифы были плодом коллективного творчества, позиция автора не имела никакого значения. Объективный, или как его называют, «протокольный стиль» Кафки имеет, возможно, такую же цель. И «миф Кафки» тоже каждый имеет право толковать согласно своих жизненных ценностей.
Наверное, события, описанные в новелле, неслучайно начинаются утром. Утро. Человек просыпается. Возможно, чтобы начать новый день. Во многом похож на предыдущий, но новый. Возможно, чтобы начать новую жизнь, что-то коренным образом изменить в себе. Потому что она человек и хочет чувствовать свою значимость, свою способность изменить мир.
|
|