ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

Новаторство поэзии Поля Верлена

Одном из известных французских поэтов-символистов XIX века Полю Верлену судьба отмерила немного лет жизни: всего лишь 52. Но жизнь насыщенной, не всегда счастливого и спокойного. Натура страстная и неуравновешенный, он очень часто сгибался под тяжестью жизненных обстоятельств, барахтался и в противоречиях собственной удачи. 1 литературную тропу выбрал не сразу. Окончив в Париже, куда переехала его семья после того, как его отец, военный инженер, покинул службу, лицей, Верлен вступает на правознавчий факультет университета. Но проучился там недолго. И привело это несколько причин: пошатнулся материальное благосостояние семьи, и, что тоже не менее важно, особого восторга юриспруденцией юноша не имел. Пришлось стать мелким служащим. Но в душе Верлен чувствовал себя поэтом, к тому же литературные наклонности у него проявились довольно рано - еще в детстве. Среди друзей-служащих нашлись несколько человек, которые тоже интересовались Литературой и писали сами. Они образовали литературный кружок. Вскоре вокруг известного тогда поэта Леконта де Лиля начали группироваться молодые писатели, сторонники его литературных принципов, к которым присоединился и Поль Верлен. Сборники, где выдавали свои произведения эти поэты, назывались «Современный Парнас», соответственно и участники этой группы, одним из которых был Поль Верлен, вошли в историю литературы под именем парнасцам. Следует, однако, отметить, что среди литературных учителей Поля Верлена были не только парнасці, но и поэты-романтики. А особо прочный влияние на формирование творческого мировоззрения Верлена имел Бодлер. Он больше всего значил для тематики творчества молодого поэта, мировосприятие и общей атмосферы творчества.

Но в поэтической технике Верлен пошел дальше своего учителя Бодлера и немного в другом направлении. Уже в первом своем сборнике рядом со стихами наслідувальними находим стихи, в которых своеобразие великого поэта-лирика оказывается в определенной степени. Это сборник «Сатурничі поэзии», которая увидела свет в 1866 году и сразу получила несколько одобрительных отзывов, в том числе и от известного писателя Анатоля Франса, который написал на нее рецензию.

В 1868 году появляется второй сборник стихов - «Изысканные праздники», через два года третья - «Добрая песня». Конечно, эти сборники обратили на себя внимание, но преимущественно только в литературных кругах, вызвали благосклонное внимание даже самого Виктора Гюго, но широкой популярности не имели. Однако стали довольно заметным явлением во французской поэзии.

Например, стихотворение «Поэтическое искусство», что является как бы манифестом символизма - литературном направлении модернистского искусства, сторонником которого был поэт.

Конкретные образы в поэзии Верлена превращаются в многозначные символы. В этом стихотворении П. Верлен противопоставляет собственные эстетические принципы поэтике реализма, выступает подлинным новатором в поэзии.

Прежде всего - музыка в слове!

Бери же из размеров такой,

Что течет, мутноватая и легкий,

А не тяготеет, словно закови.

Большое значение придает автор и мелодике стиха, символа.

Люби оттенок и полутон,

Не краску - краски нам враждебные:

Оттенок лишь объединить может

Трубу и флейту, мечту и сон.

Поэт болеет за расцвет искусства как важной части духовной жизни людей, за процветание культуры, причем поэзии он придает первостепенное, особое значение, выделяя ее даже из всей литературы.

Чтобы стих твой всегда был крылатый,

Чтобы душу порывал - искать

Новое небо, новую любовь,

Чтобы мчался, где даль непохмура,

Где волшебство действует ветерок,

Где пахнет мята и тимьян,

А остальное все - литература.

Черты индивидуального, новаторского стиля П. Верлена заметны уже в ранних стихах, но на протяжении всего творческого пути они претерпевали некоторые изменения, трансформировались. Важным признаком стиля Верлена является философское осмысление темы. В П. Верлена - самобытные изобразительно-выразительные языковые средства, к которым относятся тропы, грустная стихотворная форма, поэтические фигуры. Для его поэтики характерны образы-символы, наличие односоставных, но вместе с тем достаточно насыщенных предложений.

Негромкие,

Томные песни

струн осенних

Сердце тебе

Топят в печали,

В причитаниях.

В стихах Верлена есть оригинальные композиционные вариации, строфічні построения, особая форма выражения. Поэт старательно заботился о соответствие композиции и содержания стихов, точности высказывания, шлифовал каждое слово. И из-под пера поэта выходит яркая, впечатляющая лирическая миниатюра.

Из сердца рвется плач,

Как дождь іллється с неба

От измены или неудач,

Откуда этот ностальгическое плач?

О, плещут ливни

По кровлях, по земле!

На сердце несчастной

Всплывают песни ливни...

В дни Парижской Коммуны республиканец Верлен, «самый красный из красных», по признанию самого поэта, был на службе у революционного правительства. А после падения Коммуны вынужден был некоторое время скрываться: сотрудничества с коммунарами ему бы не простили. Поэт хотел издать сборник стихов общественно-политического содержания, но реализовать свое намерение ему не удалось. И все же в 1884 году, когда он издал свой сборник «Когда-то и недавно», Верлен включил в нее несколько стихов внятного социального звучания. Это стихи «Солдат-землепашец», «Волки», «Преодолены», которые свидетельствуют о том, что антибуржуазна направленность мировоззрения поэта нашла отражение и в его поэзии.

Появление во французской поэзии Поля Верлена была явлением знаменательным. Но слава и популярность пришли к поэту слишком поздно: уже на склоне его жизни. Журналы издавали и переиздавали все, что выходило из-под пера прославленного поэта. Быстро расходились в магазинах и ранние сборники произведений поэта, которые долгие годы лежали нетронутыми на полках. А после смерти Леконта де Лиля Поля Верлена даже объявляют «Князем поэтов». Однако сам Верлен очень болезненно воспринимает свою запоздалую популярность, откликнувшись на нее своим стихотворением «Литература» («Товарищи мои по прессе...»).

Но лучшая память и почет Полю Верлену - это его поэзия, своеобразная, оригинальная, действительно новаторская, что представляет собой интересную страницу в богатейшей сокровищнице мировой литературы.