Мотивы предостережения в произведениях выдающихся писателей XX века
Литература XX века отмечается устойчивым вниманием к моральным проблемам, вопросам истории и культуры, положение человека в современном мире. Огромные социальные изменения, происходившие в XX веке, заставили многих писателей стать на защиту человека, его личности, ее гуманистических идеалов.
Октябрьская революция 1917 года в России остро поставила вопрос взаимоотношений человека и общества. Лучшие русские писатели еще в 20-е годы осознали опасность нового политического строя, который вел к нивелированию человеческой личности. Антиутопического характер имеют произведения-предостережения А. Платонова «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильные море». В повести «Котлован» автор символически изображает строение нового общества. Ради счастья будущего сегодня бессмысленно гибнут люди. Герои Платонова одержимы идеей будущего общества, они роют котлован, чтобы построить Дом счастья, где в будущем будут жить счастливые люди. Ради этой идеи они голодают, страдают от холода и болезней, но не оставляют работу. До строителей котлована прибилась маленькая девочка-сиротка, ей больше некуда пойти, но «строители будущего» не могут дать совета этой девочке, ее смерть - это предупреждение всем людям, что будущего без настоящего не бывает, ни одна идея не стоит жизни ребенка. В финале повести Платонов изображает огромную яму, которая зарастает бурьяном: это то, что не стало не только Домом счастья, но и котлованом.
В романе Есть. Замятина «Мы» изображается будущее общество, построенное на идеях коллективизма и тоталитаризма. Герои произведения не только не имеют личности, но и потеряли имена, отличаются друг от друга только номерами. Замятин показывает, что тоталитарное государство стремится регламентировать личную жизнь, но человек всегда остается человеком. Герой романа влюбляется, и это человеческое чувство становится страшным для целой Системы, которая обеспечивает функционирование этого общества. Замятин показывает, что человек очень слаб перед Системой, но должна и способна ей противостоять. Страх героя перед нарушением норм и правил его общества, перед Системой приводят к трагическому финалу, хотя герой уже этого не осознает (операция на мозге лишила его воображения, фантазии, а вместе с ними он лишился способности любить).
Во второй половине XX века писатели обращаются к проблеме последствий научно-технического прогресса. Экологические проблемы, моральные и национальные становятся темами исследования многих писателей. Это и казахский писатель Чингиз Айтматов («И дольше века длится день», «Плаха»), и колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес («Сто лет одиночества», «Осень патриарха»), и японский Кобо Абэ«Человек-ящик», «Те, что вошли в ковчег»). Эти произведения осуждают зло, жестокость, измену родному народу, его обычаям, стремление подчинить национальные особенности безликим штампам «человека вообще». Писатели используют мифы своих народов, чтобы показать извечное стремление человека, раскрыть самобытность национального сознания, которой технический прогресс, «компьютерный рационализм» наносят страшных убытков. Главная проблема многих из этих произведений - как совместить личное, национальное и общечеловеческое, как не потерять своеобразие.
|
|