10 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА XIX ВЕКА
Петербург Достоевского
Люблю тебя, Петра творенье...
О. Пушкин
Для всех нас естественные и обычные понятия Петербург Пушкина, Петербург Гоголя, Достоевского, Блока, Ахматовой... Петербургом пропитанная литература: он такой неповторимо красивый, такой значительный, что просто не мог не войти в творчество художников, писателей, поэтов. Петербург не только одухотворенный, он жив. У каждого из нас он свой, неповторимый и единственный. Города - как люди. До Петербурга так и относятся - как к живому существу. Кто-то любит его и считает прекрасным, для кого-то он чужой и бездушный... Для Достоевского Петербург - «найзловмисніше и відворотне город в мире». Устами героев Достоевский передает свое отношение к нему: «...подлинное несчастье живет в Петербурге», «...это город напівбожевільних... Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге...» И все-таки Достоевский очень любил Петербург. Это город его молодости, его рождения как писателя, его головокружительных успехов, трагических переживаний и потерь. Он необходим ему для творчества: Петербург часто становился источником его вдохновения. Но он, так же, как его герои, чувствует себя в этом городе неприкаянным.
За время жизни в Петербурге Достоевский переезжал из одного дома в другой двадцать раз. Больше трех лет не жил ни в одном. Все адреса в основном - в угловых домах. Он любил перекресток, перспективы. Часто эти дома находились против церкви или собора: Казанского собора, церкви Владимирской Божьей Матери, Исаакієвського собора. Петербургские церкви и соборы, наверное, нравились Достоевскому своим величием, законченностью форм, гармонией линий.
Шестнадцатилетний Достоевский, когда оказался в Петербурге, уже много о нем читал и слышал. Это был город, воспетый Пушкиным, любимым поэтом, которого будущий писатель знал наизусть и чью кончину воспринял как личное горе. Московское детство, семья - все это остается по одну сторону; незнакомый город, нежелательно обучения, бурлацкой жизни - по другой.
Как-то Достоевский заметил, что во встрече с городом очень важно первое впечатление. Он увидел Петербург весной, в мае, в преддверии белых ночей - найпоетичнішого для города времени. Свое знакомство с городом он называл «путешествием». Белые ночи добавляли мистическому образу Петербурга дополнительных фантастических красок. Ощущение Петербурга как города-призраки сохранилось в Достоевского на всю жизнь.
Достоевский написал чуть больше тридцати произведений, и в двадцати из них присутствует Петербург. Иногда как фон, но чаще как действующее лицо. Чаще всего встречается в его описаниях Петербурга - передзахідний время. «Косые лучи солнца, что садится», - этот образ присутствует почти во всех романах. Чистые цвета в петербургской палитре Достоевского появляются только тогда, когда город озаряется солнцем. В пасмурные дни город мрачное, бесцветное, унылое: преобладают желто-коричневые и серо-зеленые тона.
Завершающий образ города-миража Достоевский дает в «Подростке»: «А что как разлетится этот туман, не уйдет ли с ним вместе и все это гнилое, скользкое город, и останется прежнее финское болото, а посреди него, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на схарапудженому, загнанном коне?»
Отношение Достоевского к городу бывает возвышенным, сентиментальным. «Есть у меня в Петербурге несколько мест счастливых, где я почему-то бывал когда-нибудь счастлив, и что же - я берегу эти места и не захожу в них как можно дольше нарочно, чтобы потом, когда буду уже совсем один и несчастлив, зайти погрустить и припомнить...» У Достоевского отношения с городом личностные, поэтому он не открывает этих мест. У писателя есть город «бедных людей», «униженных и оскорбленных», есть подпольный Петербург, есть трагический... Петербург Достоевского меняет маски, а сам Достоевский - квартиры. Он отдает предпочтение двум районам - вокруг Владимирской площади и рядом с Сенной. Героев своих он «расселяет» вблизи: жизнь собственно и жизни в романах переплетены, запутаны в его «злонамеренном» городе. Его герой Раскольников живет в непригодной для жилья комнате: в доходных домах казалось абсолютно все, любые закоулки, подвалы, чердаки. Достоевский, как никто другой, прекрасно знал, что значит жить в подобной клетке: восемь месяцев он провел в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, находясь под следствием по делу петрашевцев. Брюхом Петербурга была Сенная площадь с прилегающими к ней районами. Здесь было множество ночлежек, домов разврата. Сенная была местом, где происходило много эпизодов романа, в том числе и встреча Раскольникова со Свидригайловим, который хорошо знал этот район, особенно дом Вяземского на Сенной, где была ночлежка для обитателей петербургского дна. Екатерининский канал - еще одно место действия многих сцен романа. Раскольников бродит вдоль канала, долго высматривая, где можно было бы покинуть взятые в процентщицы вещи. Тут же у Вознесенского моста состоится сцена сумасшествия Катерины Ивановны. Довольно часто в романе Достоевского упоминаются мосты: «...Дойдя до моста, он остановился»; «...вдруг повернул на мост...»; «Раскольников стоял на Николаевском мосту». Иногда писатель передает свое ощущение от какого-то определенного места в городе: «...я пошел по Сенатской площади, здесь всегда бывает ветер... Грустное, тяжелое место...»
Почти во всех произведениях Достоевского присутствует Петербург. Читая их, чувствуешь, каким дорогим было писателю это странное, «вредоносные» город, как тесно он был с ним связан...
|
|