|
ЗВЕВО, Итало
(1861 - 1928)
ЗВЕВО, Итало - творчество писателя
ЗВЕВО, Итало (Svevo, Italo; автонім: Шмиц, Этторе - 19.12.1861, Триест - 13.09. 1928, Мотта-ди-Лівенца) - итальянский писатель.
Родился в Триесте, в семье состоятельного коммерсанта, который имел восемнадцать детей. У1873 г. учился в коммерческом училище в Германии, в 1878 г. поступил в Высшее коммерческое училище в Триесте, а с 1880 г., после того, как отец вследствие неудачных финансовых операций обнищал, работал мелким служащим в банке в течение следующих девятнадцати лет. Коммерческая деятельность будущего писателя была настолько успешной, что его даже приглашали на преподавательскую работу, но Звево угнетали служебные обязанности, а взамен влекла литература.
Под псевдонимом Итало Звево («итальянский шваб») он написал несколько неудачных пьес, регулярно выступал с критическими статьями. Можно констатировать, что в этих первых литературных попытках ощутимо влияние французских натуралистов и российских писателей, - в частности, Ф. Достоевского, мотивы романа «Преступление и наказание» Звево интерпретировал в одной из своих ранних новелл «Убийство на улице Бельподжо» («L'assasinio in via Belpoggio», 1890).
Параллельно Звево работал над первым романом «Одна жизнь»(«Una vita»), который окончил в 1892 г. и издал за свой счет. В центре изображения романа - судьба мелкого банковского служащего Альфонсо Нітті, которого, как и автора, угнетает работа и увлекает литература и философия. Он может сделать карьеру, женившись на дочери банкира Аннеті, но не находит в себе силы воли решиться на этот шаг, после чего его карьера терпит окончательный крах, а сам он прибегает к самоубийству. Несостоятельность героя завоевать свое место в жизни автор объясняет его слабкодухістю и нерешительностью. Литературного признания, на которое рассчитывал Звево, роман ему не снискал, но Звево все еще не терял надежды стать писателем. После женитьбы в 1896 г. с дочерью богатого предпринимателя и перспективы в этой связи быстрого карьерного роста ему нужно было доказать новой семье, что его литературный труд также может давать прибыль: «В семье (я не имею в виду жену) для того, чтобы поверить в литературу, нужно увидеть деньги».
Новым произведением Звево стал роман «Старость» («Senilita», 1898) - о 35-летнего служащего страхового агентства Эмилио Брентані. Через метафору старости писатель раскрывает состояние души Эмилио, слабость и неуверенность в себе, через что герой теряет и родную сестру и любимую девушку. Второй роман Звево также прошел мимо внимания критики, и это заставило его замолчать на целых 25 лет. Однако интерес к литературе у него не пропал.
В 1904 г. Звево из коммерческих соображений решил усовершенствовать свое знание английского и случайно нашел учителя - Дж. Джойса, который в то время проживал в Триесте. Знакомство переросло в крепкую дружбу, и именно Джойс стал одним из первых критиков, которые «обеспечили» общеевропейскую славу третьем романа Звево «Самопознание Дзено» («La conscienza di Zeno», 1923). Роман был новаторским по форме и опирался на новейшие достижения современной поэтики: внутренний монолог, «поток сознания», направленный на исследование глубинных процессов психики; «разорвана» композиция и «фрагментарный» характер действия. Кроме всего прочего, роман содержит и полемику с фрейдизмом.
В центре изображения - сознание коммерсанта Дзено Козине, который, по совету врача-психоаналитика, который пытается толковать его поступки в духе Эдипова комплекса, вспоминает разные эпизоды своей жизни. Взяв за основу джойсівського «Улисса», Звево делит жизнь Дзено на пять эпизодов, последовательный временной порядок между которыми нарушено: курение, смерть отца, история женитьбы, жена и любовница, история одной коммерческого дела. В конце концов, Дзено излечивается не вследствие советам врача-психоаналитика, а вопреки им, вернувшись к нормальной жизни и привычной для него коммерческой деятельности. Звево ненадолго пережил свое заветное литературное признание. 13 сентября 1928 г. он трагически погиб в автокатастрофе.
В. Назарец
|
|
|