|
ЖАКОБ, Макс
(1876 - 1944)
ЖАКОБ, Макс - творчество писателя
ЖАКОБ, Макс (Jacob, Max-11.07.1876, Кемпер, департамент Фіністер - 05.03.1944, концлагерь Дранси) - французский писатель и художник.
Родился в еврейской семье. В восемнадцатилетнем возрасте перебрался из Бретани в Париж. Долгое время скитался, сменив ряд профессий: был приказчиком, аккомпаниатором, секретарем, даже «сестрой милосердия». В начале XX в. сблизился с П. Пикассо, Г. Аполлінером, Же. Браком, выступал апологетом кубизма в живописи и поэзии. Близкий друг Жакоба - Аполлинер писал: «каждое Утро Макс Жакоб пишет стихи, во второй половине дня отдыхает, занимаясь живописью, а вечер уделяет друзьям, приятелям и граціям».
Жакоб начал печататься с 1903 г. Первые произведения Жакоба - детские сказки «Король Кабуль и кроха Ховен» («Le roi Kaboul et marmiton Gauvin», 1903), «Солнечный великан» («Le ge-ant till solell», 1904).
В 1910-х гг. его жилище (знаменитый дом на улице Равіньян, 13) стал центром парижской богемы. 1915 г. Жакоб принял католическую веру (крестным отцом был П. Пикассо). В результате этого обращения появилась книга «Защита Тартюфа. Экстазы, угрызения совести, сны, молитвы, поэмы и размышления обращенного в христианство еврея»(«La Defense de Tartuffe...», 1919).
Ранние произведения Жакоба сочетают гротеск и мистику (сам поэт считал себя візіонером), фривольный анекдоте «жизнь святых». им присущи ироническое восприятие мира и ощущение абсурдности человеческого существования. Ж. был уверен, что именно кубизм открывает современному человеку дорогу в «потусторонний мир». Экспериментальная по стилистике книга «Святой Маторель» («Saint - Matorel», 1911) является своеобразным жизнеописанием вымышленного святого, которому присущи автобиографические черты. В книгах «Мистические и бурлескные произведения брата Матореля» («Les Oeuvres mystiques et burlesques du frere Matorel», 1912), «Рожок с игральными костями» («Le cornet a des», 1917) и др. Ж. обратился к жанру стихотворения в прозе. В своих стихах Ж. сочетает христианские мотивы и фантастические образы-мифы, широко применяет «заумну язык», каламбуры и аллитерации по («Центральная лаборатория» - «Le laboratoire central», 1921; «Те, которые каются в розовых трико» - «Les penitents en maillots roses», 1925).
После смерти Аполлинера (1918) Жакоб стал вдохновителем новой генерации авангардистов - дадаистов и сюрреалистов. Его книга «Поэтическое искусство» («Uart poetique», 1922) пропагандирует иррационализм, призывает к отказу от сюжета и других конструктивных элементов произведения. В 20-х гг. вышли в свет романы Же. «Філібют, или Золотые часы» - («Filibuth, ou La montre en or», 1922), «Участок Пушабалъ» («Le terrain Bouchaballe», 1923).
Вторая мировая война застала Жакоба в аббатстве Сен-Бенуа-сюр-Луар, где он жил более 20 лет. В период гитлеровской оккупации Парижа Жакоб вынужден был ходить с желтой звездой на руке - знаком его еврейского происхождения. Как еврей, он в начале 1944 г. попал в фашистский концлагерь Дранси (пересыльный пункт, откуда отправляли в Освенцим, где погибли все родственники Жакоба). Там он заболел и умер.
После войны при активном участии П. Пикассо было основано общество «Макс Жакоб». Оно печатает произведения поэта, ас 1951 г. вручает ежегодные литературные премии за лучшую сборник стихов.
Есть. Васильев
|
|
|