«Любовь! Блаженство! Сердце! Бог!» (Тема любви в трагедии Гете «Фауст»)
Ни одного великого художника не обошло его любви. Да и разве только художника? Человеку вообще свойственно любить. А любовь - это венец любви. Просто любовь простого человека проходит незаметно для окружения, а любовь неординарной личности олицетворяет вечность и бессмертие. Поэтому при-родньо, что любовь Иоганна Вольфганга Гете не прошло незаметно, а вылилось в творчестве.
А поскольку трагедия «Фауст» создавалась в течение длительного времени, то ее автор переживал в эти годы много потрясений, он находил и отрекался, любил и страдал. И неизвестно, существовала бы сама трагедия, если бы ее автор не пережил первой любви к Кетхен Шенкопф и отречение его ради спасения личной свободы, если бы не было в его жизни новой вспышки жизнелюбия, что проснулось в любви к дочери сельского пастора Фредерика Брион - и бегства от нее; если бы не было в его жизни бракосочетания с юной Христіаною Вульпиус, которая стала матерью его сына.
Итак, история с Маргаритой в трагедии «Фауст» - это исповедь юности. Всю свою жизнь Гете считал, что «Венцом природы является любовь. Только через любовь приближаются к ней». На этой почве разворачиваются поиски Фаустом высочайшего момент, на этой почве вызревают его совести относительно выхода из вечного замкнутого круга:
Я рвусь от жажды наслаждения,
и в наслаждении я жажду жажды.
Маргарита стала для Фауста олицетворением того счастливого мгновения, о которой он мечтал. Она - символ молодости и красоты, простоты и невинности, чувствительности и нежности. Однако она не наделена интуицией самосохранения, и потому обречена на гибель. И хотя образ Маргариты обобщающий, ему свойственна психологическая утонченность и жертвенность.
Или любил Фауст Маргариту? Пожалуй, ни. И хотя ее гибель для него является духовным опустошением, хотя он готов ее спасать, Маргарита была в его жизни лишь мгновением, поникшей бледной тенью. И спасать ее от самого себя Фауст не может.
Гете создал Маргариту выразительной и трагической, чувства ее обострены, ведь она причастна и к отравлению матери, и к убийству брата, и до казни своего ребенка. Поэтому она сходит с ума. Но образ ее цельный в своей самоотверженности и невинности. Даже небо змилостивилося над ней.
Маргарита почувствовала, что Мефистофель является врагом:
Сквозь эту маску увидела она
Моего ума скрытую мощь.
Но это же можно сказать и о Фаусте, в холодном взгляде которого Маргарита увидела обреченность любви.
Это любовь земная.
Но Фауст смог на любовь мистическое: уходя за пределы пространства и времени, выхватывает из античных героев образы Париса и прекрасной Елены. Гелена оказалась для Фауста недостижимой, как сама красота.
Его страдания за Хеленой другие - он стремится к недостижимому. И хотя о Гелене он говорит: «Кто узнал ее - без нее жить не может!» - однако вряд ли эти чувства можно назвать любовью. И даже появление Евфоріона - сына Фауста и Елены - становится феерическим видением, похожим на сон.
А настоящая любовь, которая олицетворяла Маргарита, способно на прощение. И уже в другом мире она несется навстречу Фаустові так, как когда - счастлива.
|
|