10 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА XIX ВЕКА
Романтическая и трагическая история Эммы Бовари (по произведению Г. Флобера «Госпожа Бовари»)
Роман «Госпожа Бовари» Г. Флобер писал более четырех лет. Это роман о «провинциальные нравы», как сказано в подзаголовке. Рассказав об истории супружеской измены в семье Шарля Бовари, о захвате его жены Эммы Бовари и ее самоубийство на почве сердечных и житейских разочарований, Флобер использовал настоящую историю доктора Деламара и его жены, живших возле Руана. Однако роман представляет собой социально-философское осмысление действительности. Маленький городок Йонвіль, где происходят события, символизирует всю Францию.
Духовная драма Эммы - в безвыходном конфликте ее мечты и действительности, между привитым Эмми монастырским воспитанием, чтением романтической литературы и мелкобуржуаВНОй обыденностью, в которой она живет.
Флобер прекрасно характеризует свою героиню такими словами: «Из всякой вещи ей надо было извлечь как личную пользу, и все, что не давало непосредственной пищи ее сердцу, она отвергала, как хлам. Натура у нее была не столько художественная, сколько сентиментальная, она искала не картин, а эмоций».
С тринадцати лет Эмма воспитывалась в монастыре урсулинок. Здесь она запоем читала любовные романы и верила, что, подобно их героиням, на нее ждет возвышенное, красивое любви. Романы о любви, где рассказывалось о рыдания и клятвы при луне, наложили отпечаток на уязвимое и чувствительное сердце девушки. Став женой Шарля, Эмма поверила, что наконец-то «замечательное чувство, которое она до сих пор представляла себе в виде райской птицы, что парит в сиянии несказанно прекрасного неба, взлетело до нее». Но мужчина оказался серым и обыденным, в нем, по представлениям Эммы, не было ничего рыцарского: он не умел ни фехтовать, ни стрелять, речь его была «плоская панель». Шарль же обожал свою жену: «Весь мир замыкался для него в пределах шелковистого обхвата ее платьев». Все чаще Эмма думала, что на месте Шарля могла бы оказаться другой человек, более достойная и интересная. Однажды серость ее жизни была нарушена: их с мужем пригласил на бал в свой родовой замок маркиз д'Андервільє. Эта поездка оставила в душе Эммы неизгладимый след. Роскошные залы, элегантные дамы, изысканные блюда, запах цветов - все, как в романах! Но мужу все это было неинтересно. А Эмми так хотелось, чтобы имя Бовари приобрело популярность, чтобы его знала вся Франция!
Провинциальный городок Йонвіль, куда переехало супруги Бовари, было явно не для Эммы: там ходили сплетни о всех, и ничья жизнь не была тайной. Главная достопримечательность города была аптека господина Оме, лицо которого не отражало ничего, кроме самовлюбленности, торговец тканями Leray, местный священник и еще несколько человек. На этом фоне выгодно выделялся молодой помощник нотариуса Леон Дюпюи, не лишен «высоких интересов». Эмма и Леон сразу почувствовали друг в друге родственную душу. Общество Леона скрашувало одиночество Эммы. После отъезда Леона в Руан госпожа Бовари овладела скука, ничто не радовало ее в этой серой жизни, где нет праздников. Даже маленькая дочь раздражала ее. И в это время в ее жизни появился еще один мужчина - богатый помещик, 34-летний холостяк Родольф Буланже. Опытный ловелас, он быстро добился дружбы Эммы, и вскоре «пряча лицо, все в слезах», она безвольно отдалась ему. Теперь жизнь ее приобрело смысл, и смысл этот был в свиданиях с Родольфом. Но Родольфу уже начинал надоедать их связь, его беспокоила неосторожность Эммы, раздражали ее каприВНОсть и сентиментальность. К тому же у Эммы созрела навязчивая идея уехать с ним навсегда с Йонвіля. Однако ее ждал удар: Родольф не собирался брать на себя такой груз. Все надежды Эммы разбились в одно мгновение! Еще один удар нанес ей Леон, с которым она встретилась через три года после разлуки. Это уже был не тот робкий, застенчивый мальчик, которого она знала. Дела у Леона шли успешно, он вел себя уверенно и знал заранее, что поманит Эмму. Но связь с замужней женщиной мог повредить его карьере, и Леон стал подумывать о том, чтобы порвать с Эммой. Возможность представилась, когда Эмма обратилась к нему за финансовой помощью. Дела семьи Бовари шли совсем плохо. Шарль был в долгах, и все его имущество выставили на продажу. Эмма бросилась за помощью к Родольфа, но тот холодно заявил: «У меня нет таких денег, госпожа». В отчаянии, устав от обманов, пережив тяжелые разочарования, Эмма отравилась, решив таким образом все свои жизненные проблемы.
Но трагедия Эммы Бовари выходит за пределы ее личной драмы.
Или порочна сама по себе Эмма Бовари? Думаю, что нет. «Все преступления и все пороки обязаны своим возникновением слабости. И поэтому они заслуживают на жалость». Касается ли это Эммы Бовари? Думаю, что да, тем более, что человеческие качества ее любимых мужчин были не самыми высокими. А в самой Эммы не было иммунитета против пошлости, о которой В. Набоков говорил: «Пошлость - это не то, что откровенно плохо, а то, что притворно, фальшиво важно, фальшиво хорошо, фальшиво разумно, фальшиво красиво».
Трагедия этой женщины в том, что она не стремится вырваться из этой жизни, как, например, Нора Г. Ибсена. Мадам Бовари ушла из жизни, ее похоронили... Горе Шарля было большим и искренним. Вскоре, ни на что не болея, он умер, сжимая в руке прядь черного Емминого волосы... Родольф, который от нечего делать весь день слонялся по лесу, спокойно спал в своем замке; спал у себя и Леон. Так закончилась романтическая и трагическая история Эммы Бовари, история, что нередко случается, когда романтические представления о жизни вступают в конфликт с непривлекательной обыденностью.
|
|