ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ОБНОВЛЕНИЕ ДРАМАТУРГИИ

Новаторство Ибсена-драматурга. Его значение в мировой литературе

Пьеса Г. Ибсена «Нора» («Кукольный дом»вызвала бурные споры в обществе, кое-где в гостиных даже вывешивали объявление: «Просим не говорить о «Кукольный дом». Собственно, новая драма началась со слов главной героини Ибсена, которые были сказаны мужчине Хельмеру: «Нам с тобой есть о чем поговорить». Ибсен создал своеобразный жанр пьесы-дискуссии, где для персонажей главным становится не достижение жизненного успеха, а поиск настоящих доказательств истины в диалоге. Пьеса-дискуссия вызвала дискуссии и в жизни.

Дело в том, что даже при сегодняшней эмансипации женщины поведение Норы - то, что она ушла от детей, - не может считаться нормой, а во времена Ибсена это оскорбляло общественную мораль.

Роль Норы - серьезный экзамен для любой актрисы. Из знаменитых актрис Нору играли итальянка Элеонора Дузе и россиянка Вера Комісаржевська. Первая сократила текст пьесы, вторая же сыграла вполне по Ибсену.

Допускалось, что в художественном произведении, и в драме в том числе, существует своя логика развития характера, что определяет поступки героев, то есть ничего неожиданного, по этой концепции, в жизни героя быть не может. Нора любящая мать и, по логике нормального рассуждения, ссора с мужем не может стать причиной ее ухода от детей. Как могла эта «птичка», «белочка» решиться на такой поступок и так рьяно отстаивать свою точку зрения?

Ибсен не пошел путем стандартного развития событий. Он был новатором в области драматургии, поэтому психологическая неадекватность героев стала в него символом неадекватности общественных отношений. Ибсен создал аналитическую, а не психологически-бытовую пьесу, и это было новое. Ибсен показал, как человек вопреки всему, вопреки психологической достоверности осмеливается быть самим собой.

«Мне нужно выяснить для себя, кто прав - общество или я, - сообщает Нора мужчине. - Я уже не могу довольствоваться тем, что говорит большинство и что пишут в книжках. Мне самой нужно подумать о все эти вещи и попытаться понять их».

Создав новую за настроением пьесу (аналитическую), Ибсен «не разгрузил ее от бытовых подробностей. Так, пьеса начинается с рождественской елки, купила и принесла домой Нора в Святой вечер. Рождество для католиков и протестантов - главный праздник года, оно является олицетворением семейного уюта и тепла. Кроме елки драматург приводит много других бытовых подробностей. Это и неаполитанский костюм Норы, в котором она будет танцевать на вечеринке у соседей, потом в этом же костюме она начнет решительный разговор с Хельмером. Это и почтовый ящик, где лежит обличительное письмо от ростовщика, визитки Ранка со знаком скорой своей смерти. Уходя от Хельмера, Нора хочет взять с собой только те вещи, что привезла из своего дома, женившись. Она «освобождается» от вещей «кукольного дома», от всего, что кажется ей неискренним, чужим. В множестве подробностей Ибсен стремился показать «засорения» жизнь в доме Хельмера. Вместе с тем эти подробности подтекста помогают читателю и зрителю разобраться в происходящем.

В своей речи в его честь в Союзе норвежских женщин в 1898 году писатель сказал: «Спасибо за тост, но я должен отклонить от себя честь сознательного содействия женскому движению. Я даже не очень понял его суть. И дело, за которое борются женщины, мне кажется общечеловеческой...»

Наиболее смелыми во времена Ибсена считались высказывания и действия Норы в конце пьесы, когда Хельмер, напуганный тем, что жена может оставить семью, напоминает ей о ее обязанности перед мужем и детьми. Нора отрицает: «У меня есть и другие обязанности, и такие же святые. Долг перед собой». Хельмер приводит последний аргумент: «Прежде всего ты женщина и мать. Это важнее всего». Нора отвечает (в этом месте звучали аплодисменты): «Я уже в это не верю. Думаю, что прежде всего я человек, такой же, как ты... или по крайней мере должна заботиться о том, чтобы стать человеком».

Став знаменем феминизма на рубеже XIX-XX веков, пьеса Ибсена через сто лет не вызывает интереса там, где она встречалась когда бурными аплодисментами, то есть в Норвегии, в России и, пожалуй, в других странах. Естественный вопрос: почему? Разве ушли из жизни все проблемы, что заставили Нору поступить так, как она поступила? Может, это потому, что в Норе рассматривается частный случай борьбы за освобождение личности? Однако «Кукольный дом» - это пьеса, в которой показана несоответствие между внешне благополучной жизнью и его внутренним неблагополучием. Может, проблема освобождения человека в начале XXI века в том аспекте, в котором она поставлена в пьесе Ибсена, кажется надуманной, мол, «навісніє из роскоши дама», в нашем тяжелом жизни не до этого.

Есть еще один важный вопрос в пьесе кроме внимания к судьбе главной героини. По мнению Ф. М. Достоевского, превращение человечества в бездумных и беззаботных кукол, подчиняются кукловодам (как это было в пьесе: Хельмер - Нора), представляет страшную опасность. В масштабах цивилизации «игра в куклы» ведет к созданию тоталитарных режимов и к гибели целых народов. Но этих выводов у Ибсена, естественно, быть не может. Для него семья - это и есть общество, его отпечаток. 1 с этим нельзя не согласиться.

Драмы Ибсена, обошли все театры мира, повлияли на мировую драматургию. Интерес художника к духовной жизни героев и критика им социальной действительности становятся законами передовой драмы на рубеже XIX и XX веков.

Очень жаль, что сегодня в репертуаре наших театров почти нет пьес Г. Ибсена. Лишь изредка можно услышать музыку Эдварда Грига к другому произведению Ибсена - драмы «Пер Гюнт», связанная с народным творчеством, с миром сказки. Волшебный образ Сольвейг, глубокий философский смысл драмы привлекли к «Пер Гюнта» внимание всех ценителей прекрасного.