АЛЕКСАНДР ПУШКИН
ПЕСНЯ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ
Собирается вещий Олег-воитель
С хазарами вновь воевать:
За нападение - мечам и пожарам обрек
Он нивы хазарские и дома.
С войском своим, в царгородській брони,
Князь едет полями верным на лошади.
Из темного леса старый волшебник
Выходит навстречу медленно,
Перуновы 1 только покорный старый,
Предсказатель он человеческой судьбы.
В мольбах, в ворожбе всю жизнь он провел
И князь у него коня остановил.
«Поведай, любимцу наших богов,
Скоро я покину землю?
Скоро, на радость моих врагов,
Меня положат в гроб?
Не бойся, будь честен в своей ворожбе -
Резвого коня подарю тебе».
«Волхвы 2 не боятся крепких властелинов,
Волхвам - за пророческое их слово -
Не надо богатых княжеских даров,-
Правдивая и свободная их язык.
Хоть будущие годы таятся во мгле...
И вижу я судьбу твою на главе.
Послушай, что скажет тебе ворожбит:
Ты славный своими боями,
И твой врагами не преодолен щит
Царьграда украшает ворот 3;
И волны, и землю покорил ты в бою,
И недруги завидуют на судьбу твою.
И моря бурного предательский вал
Твои не повредил паруса 4,
Тебя не ранил лукавый кинжал,
Вражеская стрела не поразила...
Не ведаешь ран ты в гроВНОй брони,
Потому что есть охранник у тебя в борьбе.
Твой конь боевых не пугается дел,
Он, лановій воле покорный,
То смирный стоит под тучами стрел,
То скачет, товарищ твой верный.
Его не пугает жестокая схватка;
Но от своего ты погибнешь коня 5».
Олег усмехнулся; однако чело
Прорезала дума журлыва.
Он, опершись рукой на бранное седло,
Слезает с коня молчаливо.
И верного друга княжеская рука
Нежит и ласкает, прощальная и легкая.
«С тобой, мой друг, мой верный слуга,
Прошел я большие походы;
В стремя твое уже не ступит нога,
Нам время расстаться навеки.
Прощай, утешайся в луге ежедневно!
Вы, отроки-друзья, возьмите-ка коня.
В луг одведіть, где трава душистая,
Попоной спину укрывайте,
Отборного другу дайте зерна,
Водой из источников поите».
И отроки мигом с конем отошли,
И князю нового коня подвели.
Гуляет с женой князь-воитель
На славной славянской могиле.
С ним - гости и друзья,- как утренний снег
Сегодня их кудри белые...
Дружинники вспоминают юность свою,
Когда рубились с врагами в бою.
«И где же мой товарищ, где конь мой лихой?
Проговорил Олег своим слугам,-
Скажите, здоровый, легкий
Роскошным он бегает по лугу?»
И слышит слова: на крутом холме
Давно отдых нашел он себе.
И голову буйную Олег опустил
И думает: «Что же чародейство?
Если бы не послушал лживых слов я,
Отбросил глупое предсказание,
Носил меня бы конь до последнего дня!»
И хочет он видит останки коня.
Вот едет могучий Олег к реке,
С ним гости его поседевшие,
И видит: лошадь благородные кости
Лежат на днепровском склоне;
Их моет непогода, их прах вкрива,
Над ними шумує шелковая трава.
И тихо ступив на череп немой,
Князь молвил: «Спи, друг одинокий!
Тебя пережил твой хозяин старый,
И вот как закончу свои годы,-
Не ты на траву душистую упадешь
И кровью мою там омоешь гроб 6!»
И сказал Олег тогда друзьям своим:
«Кость страшна мне тленный?»
Из желтого черепа тихо между тем
Гадюка 7 ползла домовинна;
Круг ног его черным кольцом обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Склоняются гости над телом в печали,
В бокалах пенящиеся вина;
Князь Игорь и Ольга сидят на холме 8;
Хмельная пирует 9 жена.
Дружинники вспоминают юность свою,
Когда рубились с врагами в бою.
1 Пєрун - в древнеславянской мифологии бог грозы (грома).
2 Волхвы - у древних славян: чародеи, прорицатели, жрецы языческих богов.
3 В древнерусских летописях есть рассказ о том, как князь Олег, пойдя войной на греков в 907 году, взял в осаду могучий город Царьград (древнерусское название Константинополя, столицы Византийской империи) и одержал победу. В знак победы Олег прибил свой щит на воротах Царьграда.
4 Известно, что в Древней Руси было развито кораблестроение и Олег совершил знаменитый поход на Византию Черным морем.
5 Интересно, что конь на Руси считался символом добра и доброжелательного отношения к человеку.
6 Олег имеет в виду обряд погребения. Вместе с умершим князем хоронили и его коня, полагая, что так князю будет легче добраться до рая. Очевидно, Олег хотел быть похороненным именно с этим верным боевым конем.
7 Образ змеи, а также образ змея (в других мифологиях: дракона) в славянской дохристианской мифологии является воплощением злой силы, угрозы для человека и всего мира. Вспомните украинские народные сказки (например, «Кирилл Кожемяка» и другие) и древнерусские былины.
8 Летописи свидетельствуют, что над могилой вельмож делали высокая земляная насыпь, на котором производили своеобразные поминки, тризну. Здесь же проводили различные игры, а на тризнах по князьях - и военные бои. Считали, что душа умершего еще находится рядом с живыми и радуется играм. Древние славяне сжигали умерших или хоронили в землю. Наши предки верили, что во время сожжения душа быстрее отделяется от тела и ей легче попасть на тот свет.
9 Язычники-русичи считали, что во время тризны нельзя грустить, надо радоваться за умершего, который попал на тот свет.
Перевод Ю. Камского
|
|