|
УОРРЕН, Роберт Пени
(1905 - 1989)
УОРРЕН, Роберт Пени - творчество писателя
УОРРЕН, Роберт Пени (Warren, Robert Penn - 24.04.1905, Гатри, шт. Кентукки - 15.09.1989, Страттон, Вермонт) - американский писатель.
Родился в богатой семье, с детства был связан с традициями и проблемами американского Юга, региона с самобытной историей и социально-экономическим укладом. В конце концов, именно это и определило в дальнейшем его принадлежность к «южной школы» в литературе США, к которой принадлежали также В.Фолкнер, Е. Колдуэлл, К. Маккаллерс, М. Митчелл, Т. Уильямс, В. Стайрон и др. Уоррен получил фундаментальное образование, учился в Калифорнийском и Йельском университетах. РаВНОсторонне одаренный человек, эрудированный филолог и историк, автор ряда научных трудов, в частности биографии знаменитого аболіціоніста Джона Брауна (1929), Уоррен принадлежал к довольно распространенному в США XX в. типа писателей, которые сочетали литературно-художественное творчество с преподавательской деятельностью. Уоррен преподавал в Луизианском (1934-1942), Міннесотському (1942-1950), Йельском (1950-1973) университетах.
Как литературный критик и теоретик, Уоррен был одной из заметных фигур т.н. «новой критики», весьма влиятельной школы в американском литературоведении 1930-1950 гг. Сторонники этого научного направления сосредоточили свое внимание на стилевом и языковом анализе текста, особенно поэтического, который, впрочем, рассматривался изолированно, вне историко-литературным контекстом. Вместе с известным критиком Клинтом Бруксом Уоррен был автором двух пособий: «Понимание поэзии» (1938) и «Понимание литературы» (1943), которые стали довольно популярными в колледжах и университетах. Среди критических работ Уоррена отличается книга «В честь Драйзера» («Homage to Theodore Dreiser», 1971), посвященная столетию со дня рождения автора «Американской трагедии». В поздний труда Уоррена «Демократия и поэзия» («Democracy and Poetry», 1975) литературоведы отмечают отказ от некоторых постулатов «новой критики».
Литературную деятельность Уоррен начал еще студентом в 20-х pp. XX ст., публикуя свои поэтические произведения в журнале «Беглец», одном из ведущих изданий писателей «южной школы». Позже выступил как один из авторов манифеста группы писателей-«беглецов» «Вот моя позиция» (1930), в котором с консервативного взгляда критиковал современный «индустриализм», одновременно идеализируя аграрные отношения патриархального дня, где человек ощущает внутреннюю свободу, общаясь с первозданной природой. Однако выход, предлагаемый юными писателями -»аграриями», был, безусловно, утопично.
Темой первого романа Уоррена «Ночной всадник» («Night Rider», 1939) стала «табачная война» в Кентукки 1904 г. между традиционной фермерской общиной и крупными табачными предпринимателя-ми-монополистами. В центре другого романа - «У небесных врат» (1943) - образ финансиста-вымогателя, который фактически контролирует целый штат.
Мировое признание получил роман Уоррена «Все королевское войско»(«AH the king's Men», 1946), награжден престижной Пулитцеровской премией. Прототипом главного героя власти стал известен в США в 30-х pp. XX в. политик из правого лагеря, губернатор Луизианы, а впоследствии и сенатор Хью Лонг; он изображен на широком социально-бытовом фоне Юга. Этот шумный демагог выступал с популистскими лозунгами «распределения богатств», обещал нищим «молочные» реки и уже даже начал борьбу за президентский пост в Белом доме, когда был убит своим политическим соперником. Нечто подобное происходит и в романе Уоррена. Его Вилли Старк - человек энергичный, но беспринципная, которая не гнушается шантажом и демагогическими обещаниями, - становится настоящим диктатором штата. Старка, который находится на подъеме своей карьеры, убивает Адам Стентон, врач и человек либеральных убеждений. Однако поступок Стэнтона обусловлен не политическими мотивами, а стремлением отомстить Старкові за то, что тот стал любовником его сестры. События в книге в значительной мере представлены в интерпретации журналиста Джека Вердена, который имеет особый сентимент к истории, принадлежит к «команде» Старка и выполняет некоторые его поручения. Изучая прошлое своего босса, анализируя его, Берден приходит к выводу, что Старк - неоднозначная, сложная фигура, что его развратили успех и власть, которые противоречили его стремлением делать добро. Сам Берден также понимает, что не может быть простым регистратором событий и должен определить свою моральную позицию в отношении того, что происходит.
Уоррен всегда проявлял особый интерес к исторической проблематике (романы «Толпы ангелов», «Дебри», в которых изображены события, происходившие до и во время Гражданской войны). В последнем крупном прозаическом произведении - романе «Убежище» (1977) - герой Джек Тьюксбери, филолог-медиевист, пытается понять закономерности исторического процесса и его влияние на судьбы людей.
Уоррен работал до последних дней своей долгой жизни, в частности в 80-х pp. XX в. издал два тома избранных стихов. Как поэт, автор около десяти поэтических сборников, Уоррен отличался философичностью и склонностью к яркой метафоричности. Еще при жизни Уоррена критика воспринимала его как классика американской литературы, его творчество было объектом серьезных академических исследований. Будучи близким по художественной методологии к В. Фолкнера, Уоррен по-своему продолжил его традиции.
Б. Гіленсон
|
|
|