ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР

Высмеивание гордыни и тщеславия в комедии Жана Батиста Мольера «Мещанин-шляхтич»

Прочитав комедию известного французского драматурга, актера, театрального деятеля Мольера «Мещанин-шляхтич», мы посмотрели еще и спектакль в театре и получили огромное удовольствие от смешного текста автора и великолепной игры актеров. Наверное, и сейчас живут на свете такие глупые и напыщенные люди, как главный герой пьесы Журден.

Буржуа Журден захотел на старости получить и титул, и звание, захотел выучиться аристократическим манерам и завел у себя дома целый штат учителей. Журден смешной, потому что не понимает, что люди, в ряды которых он хотел пробраться, не заслуживали подобных мечтаний: они были хуже него.

Желая быть шляхтичем, он приобрел себе «верного друга» графа К-ранта и все пытается делать «знатных господ». Сначала он заказывает себе дорогую одежду. Очень смешным он появляется в 1 действия утром перед слугами и учителями танцев, музыки, фехтования. Его простое грубое лицо увенчано ночным колпаком. Узкие чулки, натянутые на толстые икры. Красные бархатные штаны, зеленый камзол, туфли на каблуке, банты, пряжки, шпага и этажа сего халат с красочной индийской ткани, - так одет новоявленный шляхтич.

Журден нанял себе учителей, которые без зазрения совести опустошают карман и смеются с него за его спиной. С их помощью Журден изучает хорошие манеры, учится танцам, фехтованию, галантно кланяться. Смотрит балет, слушает серенады, «берет уроки философии». Он «хочет выбиться из ничтожества», и это похвально, ведь он всему учится. Он сожалеет, что родители не дали ему образования. И автор смеется не над запоздалым поездом к наукам, ему неприятны люди, которые склоняются перед мнимыми кумирами и теряют свое человеческое достоинство. Мольер возмущается Журденом, который, забыв свою сословную гордость, счастлив, что граф Дорант дошел до «дружбы» с ним и пользуется его кредитом.

В пародийном изображении учителей автор высмеивает бескорыстность, помешательство, безрассудство тех сведений, которые аристократы выдают за настоящую культуру. Например, на уроке философии помятый в драке наставник пытался привлечь своего пожилого ученика пониманием законов логики, этики, физики, трех процессов мышления. И этот урок заканчивается пониманием «науки» о произнесения гласных и редактированием любовной записки. Но Журден доволен приобретенными знаниями, ведь он познал разницу между стихами и прозой. «Все, что не проза, то стихи, что не стихи - то проза».

Журден перестает быть собой. И от природы Журден смышленый, знает счет копейке, разбирается в людях (видит насквозь мошенника-кравца). Сцена составления письма маркиза Дорімені, когда он решительно отвергает раздутые варианты послания, говорит о ясность мысли, оптимизм и сообразительность Журдена. Но сближение с графом ослепляет мещанина, лишает его здравого смысла, раздувает спесь. Журден выражает презрение к людям своего круга, отворачивается от родни, отказывает жениху дочери, не шляхтичу, придумывает себе «даму сердца», перед которой истончается в дорогих подарках, дает в ее честь обед. Он убежден, что путь к сердцу его дамы лежит через кошелек. Так же он хочет купить и будущее дочери: «Добра для дочери у меня скрыто достаточно, нет только уважения, вот я и хочу, чтобы она была маркизой».

Эта тяга к мнимой почета позволяет Клеонту обмануть Журдена маскарадом и получить руку Люсиль, в которой ему было отказано, потому что он не шляхтич. Мольер не показал нам, как поступит осмеян по заслугам Журден, когда он откроет обман и станет посмешищем. И, пожалуй, Мольер ставил цель, чтобы буржуа, зараженные подражанием благородства, посмотрели на Журдена и увидели в нем себя.