ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВИВИАНИ, Рафаэле

(1888 - 1950)

ВИВИАНИ, Рафаэле - творчество писателя

ВИВИАНИ, Рафаэле (Viviani, Raffaele - 09.01.1888, Кастелламаре ди Стабиа - 22.03.1950, Неаполь) - итальянский драматург, режиссер и актер.

Вивиани, по словам театрального критика Вито Пандольфі, создал грандиоВНОе театрализованное «человеческую комедию» Неаполя. Родился 9 января 1888 г. в Кастелламаре ди Стабия в театральной семье. С детских лет участвовал в театральных постановках. В 1904 г., после смерти отца, вступил в бродячую цирковую труппу, через год перешел в театр. Выступал как эстрадный исполнитель с собственными комическими куплетами, позже начал писать пьесы, в которых выступал и режиссером, и актером. В течение 1906-1917 гг. Вивиани был актером мюзик-холла. С различными театральными труппами неоднократно выезжал на гастроли по Италии, в 1917 г. побывал на гастролях в Париже, в 1925 г. - в Триполи, в 1929 г. - в странах Латинской Америки. Снялся в нескольких кинофильмах, неизменно имел большую популярность среди самых широких зрительских театральных кругов.

В довоенные годы театральная слава Вивиани вызвала резко негативную реакцию со стороны официальных культурных учреждений, которые, согласно профашистских идеологических установок, начали наступление на діалектну народную культуру, демократический дух которой наиболее ярко демонстрировала в тогдашней Италии драматургия Вивиани. Его режиссерские постановки и драматургические произведения подвергались жесткой цензуре, то резко ограничило возможности и масштабы творческой деятельности Вивиани. После освобождения Италии в 1945 г. Вивиани вернулся на неапольскую сцену, но через постоянное ухудшение состояния здоровья в том же году отказался от сценической деятельности. В последние годы своей жизни Вивиани подготовил к печати сборник своих стихотворений, работал над «Автобиографией» и замыслами новых комедий, которые так и остались недописанными. Умер Вивиани 22 марта 1950 г.

Творческое наследие Вивиани довольно значительный: ок. 220 небольших сценок, диалогов, песен, а также 61 пьеса, в основном комедийного жанра. В своих пьесах, большинство из которых написаны неаполитанским диалектом, Вивиани выступил как продолжатель традиций итальянского реалистического театра, в частности той его линии, которая шла от знаменитых комедий дель арте к пьесам знаменитых драматургов К. Гоцци и К. Гольдони и лучших достижений итальянской драматургии XX в. Значительное влияние на творчество Вивиани произвела также идея «социальной панорамы», разработанная О. де Бальзаком в его «Человеческой комедии». Как и Бальзак, Вивиани в своих комедиях последовательно исследует обычаи, мораль, особенности быта и взаимоотношений различных общественных слоев Неаполя, хотя в центре его внимания неизменно остается судьба «маленького человека», «человека улицы», которая, опираясь на природный ум и здравый смысл, пытается найти достойное место в обществе.

Драматургическое творчество Вивиани началась с т.н. «макк'єтті» - жанровых сценок из народного неаполитанского быта. Первая попытка создать собственную пьесу приходится на 1917 p., когда появилась известная комедия Вивиани «Переулок» («O'Vico»), в которой действуют типовые фигуры неаполитанской улицы. В период 1917-1918 pp. Вивиани создал бл.16 одноактных комедий в прозе со стихами и музыкальным сопровождением: «Улица Толедо ночью», «Крестьянский ктир», «Порта Капуана», «Морская пристань», «Кафе ночью и днем» и др. В 1919 - 1920 pp. Вивиани обратился к двоактних комедий: «Муниципальная площадь», «Праздник в П'єдігротта», «Свадьба», «Театр Эдем», из которых самой значительной считается «Неаполитанская деревня» («Campagna napoletana», 1920), в которой не просто изображаются народные характеры, а они - непосредственно связаны с современной эпохой и ее злободневными социальными конфликтами, в частности между крестьянами и богачами. Комедия «Неаполитанская деревня» сделала его знаменитым на родине.

Расцвет драматургического творчества Вивиани приходится на 20-30-е годы, когда появились его знаменитые пьесы: «Цирк Згуэлья» (1921), «Факт из газетной хроники» (1922), «Цыгане» (1926), «Рыбаки»(1924), «Смерть Карнавала» (1928), «Кузнец» (1931), «Вымогатель» (1932), «Старые из Сан Лженнаро» (1933) и др., среди которых особенно выделяются комедии «Последний уличный бродяга» («l'ultimo scugnizzo», 1932) и «Мнимый хулиган» («Guappo di cartone», 1932), в которых в обостренном социально-критическом духе драматург изобразил конфликт между мечтой типичного «маленького» представителя улице найти работу, занять достойное место в жизни и невозможностью реализовать эту мечту честным способом в нечестно, несправедливо устроенном обществе. Последние из задуманных Вивиани в период 1945 - 1950 гг. комедий - «Лошади и ослы» и «Поиски места» остались незавершенными.



В. Назарец