ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

УАЙЛДЕР, Торнтон Найвен

(1897 - 1975)

УАЙЛДЕР, Торнтон Найвен - творчество писателя

УАЙЛДЕР, Торнтон Найвен (Wilder, Thornton Niven - 17.04.1897, Мадісон, шт. Висконсин - 07.12.1975, Хамден, шт. Коннектикут) - американский писатель.

Родился в семье пастора и журналиста. Посещал школу в Гонконге и Шанхае, где отец занимал дипломатическую должность, окончил лицей Беркли в Калифорнии. Учился в Оберлінському колледже (штат Огайо). Во время Первой мировой войны некоторое время служил в береговой артиллерии. В 1920 г. Уайлдер закончил Йельский университет, после чего изучал архитектуру в Американской академии в Риме, участвовал в археологических раскопках. 1925 г. Уайлдер получил степень магистра в Принстонском университете. К 1928 г. преподавал в Лоренсвільській школе, что в Нью-Джерси. Потом два года провел в Европе, совершил пешее путешествие Францией и Италией, познакомился с Дж. Б. Шоу и С. Фрейдом. В течение 1930-1936 гг. преподавал сравнительное литературоведение в Чикагском университете. Там он познакомился с Г. Стайн, которая осуществляла в 1934-1935 гг. лекционный тур по Америке. Они стали близкими друзьями, позже Уайлдер посетил ее во Франции. Преподавал Уайлдер также в других университетах (Гарвардском, ряде европейских). Неоднократно презентовал США в зарубежных культурных миссиях. В 1942-1945 гг. В. работал в разведке американских ВВС. Всю свою долгую жизнь писатель прожил холостяком.

Литературную деятельность начал как романист. Дебютом Уайлдера стал роман «Кабала»(«The Cabala», 1926). Его молодой герой-идеалист Сэмюэл отправляется в Европу, которая имеет «кабалістичні ценности». Там он убеждается в необходимости строить «молодой город» в Новом мире в противовес «Вечному городу» Риму. Повесть «Мост короля Людовика Святого» («The Bridge of San Luis Rey», 1927) принесла Уайлдеру первую Пулитцеровскую премию. Катастрофа на мосту, что происходит в Перу в 1714 г., в результате которой погибает пять человек, служит здесь толчком к размышлению о том, что управляет судьбой человека - промысел («высший план») или случай. Жизнь трактуется как целостный, хотя и таинственный процесс.

Фон прозаических произведений Уайлдера варьируется. Это может быть Греция эпохи эллинизма («Женщина с Андроса» - («The Woman of Andros», 1930) или Рим в последние месяцы жизни Юлия Цезаря («Мартовские иды» - «The Ides of March», 1948). Некоторые прозаические произведения Уайлдера изображают США XX вв.: 20-ым годам посвящен автобиографический роман-завещание «Теофиль Норт» («Theophilus North», 1973), кризисным 1930-м - роман «Небо - мой дом» («heaven's My Destination», 1935). Уайлдер всегда обращался к философским и моральным темам, которые волнуют человечество на протяжении всей истории. Так, роман «Восьмой день» (The Eighth Day», 1967, Национальная книжная премия) построен на современном материале, однако Уайлдер раскрывает в нем вневременные истины и драмы человеческого бытия. В нем соединились жанровые признаки семейной хроники, романа воспитания, философского, детективного романа.

Уайлдер является создателем американской интеллектуальной драмы. Уайлдер отмечал, что задача романиста - рассматривать отдельное явление, тогда как драматург оперирует понятиями, обобщениями, поскольку «любая драма, - по сути, аллегория». Драматургии И. присущи такие черты, как метафизическая проблематика, ирония, философский скептицизм, взгляд на искусство как на «миф, притчу, басню», обнажение и разрушение сценической условности. Первая его пьеса - «Труба протрубит» («The Trumpet Shall Sound», 1926) - оказалась неудачной. Среди драм Уайлдера выделяются две: «Наш городок» («Our Town», 1938) и «шаг За відзаги-:'-di;»(«The Skin of Our Teeth», 1942). Обе они принесли Уайлдеру Пулитцеровскую премию. «Наш городок» пропагандирует традиционные американские чести. Перед зрителем, казалось бы, встает таза атмосфера периферийного жизни - нежные родители, озорные дети, юные влюбленные. Однако имеющиеся здесь и новаторские элементы - призраки, голоса из зала и смелое использование приема путешествия во времени. Быт американской провинции приобретает в пьесе формы вселенской аллегории, драматург утверждает неизменность и одновременно ценность биологических состояний человека. «Наш городок» является экспериментальной по форме драмой. Она выполняется на сцене без декораций и занавеса. Директор театра передвигает по ходу пьесы несколько бутафорских предметов. Он же комментирует действие характеризует персонажей.

«За шаг от гибели» изображает вечную борьбу человечества за существование и охватывает весь путь цивилизации - от ледникового периода через всемирный потоп в Нью-Джерси времен Второй мировой войны. Сквозь три круга мировых катаклизмов проходит семья Антробусів, которая и воплощает авторскую концепцию неизменности человеческой природы и повторяемости истории.

И в других своих пьесах Уайлдер выступил как драматург-новатор. Ему принадлежит ряд коротких экспериментальных пьес. Некоторые из них написаны на мифологические или исторические сюжеты, некоторые посвящены метафизической проблематике. Они вошли в сборники «Ангел, который встревожил воды» («The Angel That Troubled the Waters», 1928) и «Долгий рождественский обед и другие пьесы» («The Long Christmas Dinner and other Plays», 1931). Так, пьеса «Долгий рождественский обед» охватывает девяносто лет из жизни одной семьи, цикл обычных и необычных событий, жизни и смерти. Об этом говорится и в ремарке Уайлдера: «в ускоренном темпе перед нами предстанут девяносто рождественских обедов семьи Байярд». На сюжет этой драмы Пол Хіндеміз написал одноименную оперу, которая впервые была представлена в немецком Манхайме в 1961 г. В комедии «Купец из Йонкерса» («The Merchant of Yonkers», 1938; в 1954 переделана в «Сваху» - «The Matchmaker») Уайлдер заставляет персонажей обращаться непосредственно к зрителям. Впоследствии эта пьеса была переработана в популярный мюзикл «Хелло, Долли!» («Hello, Dollie», 1964).

Уайлдер был награжден Золотыми медалями Американской академии искусств и литературы в 1952 и 1962 годах, первой Национальной медалью в 1965 г.



Есть. Васильев