Новаторство поэзии Уолта Уитмена
В 1855 году 36-летний Уолт Уитмен в бруклинской типографии сам набрал и сам напечатал небольшую книжку в девяносто пять страниц. Она имела название «Листья травы» и содержала 12 поэм и стихов. Ни сам автор, ни читатели, ни критики не знали, что суждено этой сборке заложить основы новой американской поэзии, что она выдержит испытание годами, что и в ХХ веке она будет иметь значительное влияние на творчество многих поэтов в разных странах. А тогда, в 1855 году, сборка не имела широкой огласки, не поняли ее ни знатоки искусства, ни читатели. Стихи Уитмена удивили и смутили, потому что очень не были похожи на традиционные, классические. Даже одного взгляда на страницу достаточно, чтобы заметить суть их формы: ничего похожего на привычную строение из четырех или восьми строк, потому что иногда эти строки такие длинные, что автор вынужден переносить их. Если, заинтересовавшись внешней формой, начинаешь читать стихи, то удивляешься еще больше: автор вовсе не придерживался традиционного стихосложения. Слова в стихотворение будто ложатся свободно и непринужденно, а ритм создается не одной строкой, а рисуется постепенно от строки до строки, иногда изменяясь, прерываясь. Такой раскованный, свободный стих был рожден новым содержанием, таким же свободным и раскованным. Поэзия Уитмена меняла существовавшее в то время представление о «поэтическое» «непоетичне». Свое поэтическое лозунг поэт выразил так: «Все принимаю, никого не бросаю, никому не дам преимущества».
Стихи Уитмена удивление исповедальное, откровенные, поэт как бы стремится преодолеть расстояние между реальностью и ее отражением в поэзии. Все, что наблюдает поэт, имеет право быть Поэзией, ибо все это проявления Жизни.
Стихи Уитмена обращены к каждому, поэт чувствует себя частью человеческого сообщества, ее самобытным голосом:
Первый, кто встретится на моем пути,
Если ты, проходя мимо меня,
захочешь заговорить до меня,
то чего бы тебе не заговорить со мной?
Почему бы и мне не начать разговора с тобой?
Прошло немало лет, прежде чем «Листья травы» нашло своих поклонников, прежде чем новаторские поиски Уолта Уитмена поняли читатели. Признание пришло к поэту не сразу потому, что его взгляды на искусство поэзии значительно отличались от взглядов его современников.
Наиболее полно эти черты вырисовываются в поэме «Песня о себе». Меньше всего эта поэма похожа на автобиографию, поскольку «я» Уитмена разрастается до размеров всего человечества и вселенной. Недаром это произведение называют самой демократичной поэмой в мировой литературе.
Я славлю себя и воспеваю себя,
И что я принимаю, то примете вы,
Ибо каждый атом, принадлежащий мне,
принадлежит и вам,-
так начинается поэма, в которой поэт ставит вечные вопросы о человеке, его сущность, надежды и стремления, о радости бытия и свободу духа. Эти вопросы всегда волнуют человечество. Талант Уитмена заключается и в том, что он находит яркую форму выражения этих вопросов, понятную каждому, и в том, что находит свои Вітменівські ответы на них.
Уолт Уитмен называл своим учителем философа и поэта, безусловного лидера трансценденталістів Ралфа Эмерсона, который произнес самые важные для понимания творчества Уитмена тезисы: «Природа - это символ духа», «Создание красоты является искусство».
Уолт Уитмен создает свой поэтический мир, в котором побеждает гармония. Его поэтические образы простые, как сама природа, и вместе с тем многомерные и таинственные, как проявления духа. Именно такие образы преобладают в «Поэме о себе». В простых и привычных вещах Уитмен увидел проявления вечного и прекрасного, всемирного и очень личного. Поэт как бы призывает посмотреть на мир новыми глазами, глазами ребенка, непосредственной и чистой. Вспомним, ребенок принес полные горсти травы и спросила: «Что такое трава?» Что может ответить поэт? Это флаг моих чувств, цвета надежды. Это платочек, которую подарил человеку на память Бог. А может быть, трава и сама есть ребенок, младенец земли. Возможно, это тайный знак единства всех людей, потому что трава растет везде, всех принимает одинаково, бедных и богатых, белых и темнокожих людей, рабочего и политика. А возможно, она прекрасное волосы могил и растет из груди умерших, напоминая о смерти и бессмертии, и каждый ее побег свидетельствует о том, что смерти на самом деле нет.
Новаторство Уитмена заключается в том, что он создает ряд конкретных, ярких образов, которые постепенно раскрывают сущность жизни. Эти особенности вітменівської поэзии требовали от читателя размышлять, сочувствовать, понимать поэта. Это привлечение читателя к творческому сотрудничеству - еще одна иВНОваторских идей поэзии Уитмена.
Новаторские поиски Уолта Уитмена открыли новые возможности поэзии. Его свободный стих, верлибр, дал толчок для развития новых приемов стихосложения. Суть его тематики изменила представление о сущности поэзии, о «поэтическое» и «непоетичне». Эмоциональная, духовная воодушевление его образов дала читателю возможность творческого сотрудничества с поэтом.
|
|