ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ТОМАС, Дилан

(1914 - 1953)

ТОМАС, Дилан - творчество писателя

ТОМАС, Дилан (Thomas, Dylan - 27.10.1914, Суонси - 09.11.1953, Нью-Йорк) - английский писатель.

Томас родился в небольшом приморском городке Суонси (графство Ґламоргеншир, ранее - Кармантеншир) в Велсі. Он рос не очень здоровым ребенком, страдал хронической астмой и бронхитом, часто пропускал уроки в школе, где отец преподавал английский язык. Это был, кстати, единственный предмет, с которого будущий поэт успевал. Писать стихи, по собственному признанию, начал в одиннадцать лет, а в школе был редактором газеты. Отец хотел, чтобы сын продолжил образование, но Томас уже в шестнадцать лет пошел работать, устроившись репортером местной газеты «Саус Велс дейли пост». Здесь он проходил школу жизни, учился наблюдать и записывать. В этот же период, наряду с крошечными «информациями» в периодике и обзорами провинциальной хроники, упорно работал над циклом стихов.

Оставив на некоторое время репортерскую работу, Томас попытался стать актером-самоучкой. Однако это был лишь эпизод в его жизни. Зато в отдельных периодических изданиях начинают появляться его первые поэтические публикации. Здесь уместно будет заметить, что книга его ранней поэзии выйдет в свет лишь в 1968 p., когда записные книжки поэта выдаст библиотека университета Баффало в США, а впоследствии, в 1971 p., выйдет сборник «Дилан Томас. Стихи». Сборник подготовит к печати давний друг поэта Дэниел Джон, и включит он в это издание 163 стихи, которые они написали совместно с Томасом в детстве и юности.

А между тем 19-летний Томас решил бросить все и поехать в Лондон - завоевывать столицу. Юный валлиец привлек к себе внимание, и в конце 1934 г. вышла первая сборка Томаса «18віршів» («18 Poems»), сделала его известным. Этот стартовый выступление оказалось настолько зрелым, что дает право считать, что именно тогда сформировался ранний Томас.

В центре поэзии Томаса на протяжении всего творческого пути одно и то же философский вопрос: что побеждает - жизнь или смерть. Поэт постоянно подчеркивает: человек погибает так же, как цветок, как звезды вселенной, как все без исключения жертвы времени; однако снова и снова берет верх жизни - и все повторяется в извечном движении. Мир Томаса впечатляет. Сначала кажется, что все логические связи здесь расторгнут, что царит лишь чувственная стихия. Возникают два противоречивых чувства: мир поэта вроде и такой же, что и вокруг, но оказывается, что вещи, содержание которых представлялся четким и понятным, приобретают у него дополнительных значений.

Томас много и часто выступал с публичным чтением своих стихов - иногда в широком кругу поклонников, иногда в литературных салонах. В эти годы у Томаса возник мимолетный роман в письмах с будущей известной писательницей П.К. Джонсон (она впоследствии станет женой главного представителя английской литературы Ч.П. Сноу). их влекло друг к другу, только ей было очень обидно, что Т. много пьет и даже не считает нужным скрывать это от нее.

В июле 1934 г. поэт против воли родителей женился. Его избранница Кэтлин готова была делить с ним все тяготы. Супруги сразу покинуло Лондон и постоянным местом жительства выбрал велське рыбацкая деревушка Ларн.

В 1936 г. вышла в свет новая сборка Томаса - «Двадцать пять стихотворений» («Twenty Five Poems»), 1936). Удивительная воображение, напівмістичний мир, который создал поэт, открывают читателю новые горизонты собственного бытия. Свои стихи поэт часто называл «заявлениями дорогой к могиле». В августе 1939 г. появился сборник «Карта любви» («Мар of Love»), в которой впервые вместе были представлены поэзия и проза - шестнадцать стихотворений и семь рассказов, небольших лирических экспромтов, чрезвычайно поэтических, несколько сюрреалистических. Эти первые своеобразные стихи в прозе (как и последующие произведения в жанре новеллы) имели общую географию - родной поэту Велс. Главные действующие лица - дети, безумцы, поэты. В этих рассказах происходят фантастические истории, но перед читателем не какая-то исповедь безумца или чей-то поток сознания, а огромный континент воображения, полон желаний - дойти до сущности вещей, выстрадать и воспринять, открыть и подарить.

С началом в Европе Второй мировой войны Томас попытался пойти добровольцем на фронт, однако медицинская комиссия забраковала его из-за состояния здоровья. Томас считал своим гражданским долгом заняться общественно полезным делом, и начал выступать на радио с программами, специально подготовленными для Би-Би-Си. От ужасов войны спасали еще и детские воспоминания. Будничные и светлые рассказы цикла «Портрет художника в возрасте щенка» («A Portrait of an Artist as a Young Dog», 1940) поражают оптимизмом и верой в будущее. Это сказочная, почти волшебная проза, в чем-то наивная, но непременно щемящая и задушевная. Следует отметить, что все новеллы Томаса автобиографические, все они - воспоминания.

Сразу после «Портрета...» Томас начал «бесконечный» (авторское определение) роман «Приключения со сменой кожи». Поскольку писатель его так и не закончил, перед нами три части произведения, три рассказа, объединенные одним героем - молодым человеком, который отправляется из провинции в столицу, чтобы найти себя, поскольку уверена, что у нее есть другое назначение. Томас с юмором описывает - и это очевидно - свои собственные ощущения от первых лондонских впечатлений. Он намеренно вводит героя в абсурдные ситуации, ставит его в неловкое положение. Он насмехается как из наивного юноши, так и с его опытных наставников. Жизнь - театр, повторяет поэт древнюю истину, но это звучит достаточно оригинально и не может не привлечь внимания.

На протяжении всего жизненного пути Томаса преследовали финансовые неурядицы, денег всегда катастрофически не хватало. Только на протяжении шести лет (1940-1946) он имел постоянный заработок: кроме того, что делал передачи на Би-Би-Си, еще и подрабатывал как редактор-сценарист короткометражных фильмов «Стрэнд» в Лондоне. Опыт этого ремесленничества понадобился позже, когда Томас написал (впрочем, на заказ) сценарий художественной ленты «Врач и дьявол «. Но самое главное - эта работа стала для него своеобраВНОй разминкой перед написанием, возможно, самого главного труда жизни - пьесы «В тени Молочного Леса» («Under Milk Wood»). Славу Томасу-поэта приумножила сборник 1946 г. «Смерти и рождения» (новые двадцать пять стихотворений), после громкого успеха которой он стал живой легендой, «народным бардом».

Сложная обраВНОсть и синтаксис поэзии Томаса давали повод зачислять поэта до многих новомодных движений, литературных групп. В своем «Поэтическом манифесте», написанном в 1951 г., поэт утверждает, что не имеет права отказываться в стихах ни от чего: он позволяет себе и новые словотвори, и асонансні рифмы, сбой ритма, то есть стремится к максимальному использованию всех существующих средств выразительности:

Уже мой тридцатый год под небесами

От шума гавани и зеленых пущ возбудился,

И ракушки тислись, и ступала цапля

На берег;

Это утренний клич -

Среди хорала волн, и чаек, и грачей

И среди стука лодок в трухлую пристань

В ту же минуту

Войти

В предрассветное город и дальше путь станки.

Мой день рождения почавсь из птиц

Надморських, и с деревьев крылатых, что несли

Имя мое над селами и над лошадьми;

И встал я

В дождливую осень,

И отправился в путь сквозь слива собственных дней...

(«Стихи в октябре», пер. М. Москаленко)

Произведения, вошедшие в «Избранное» («Collected Poems», 1953), итоговую книгу, - это собрание образов, в которых разные лица, и каждый читает их истории на свой лад. Томас не только поражает стремительностью, страстностью, лихорадочным фейерверком слов, а подчиняет глубокими философскими размышлениями, способностью придавать слову, в зависимости от необходимости, одно, два или несколько значений, умножать их смысл. Поэт смог в своих лучших произведениях найти мостик, по которому он, словно канатоходец, непрерывно балансируя, проходит над тем, что метр англоязычной поэзии Т.С. Элиот называл «стихами на грани сознания».

Томас не успел сделать всего, что планировал. Свое последнее произведение «В тени Молочного Леса», который он жанрово обозначил «пьесе для голосов» и над которым работал почти десять лет, писатель закончил за месяц до смерти. Собственно говоря, это произведение Томаса трудно даже назвать пьесой в привычном смысле этого слова. Перед нами поэтический, пронизанный солнцем и весенним настроением этюд, написанный рукой выдающегося мастера. Художник изобразил маленькое велське городок, окруженный таинственным, но веселым и переполненным жизни Молочным Лесом. Движение в этой повествования достигается точными языковыми синкопами, которые определяют музыкальную канву произведения и создают неповторимую атмосферу бурного праздника жизни.

Можно твердить о том, что пьеса герметично замкнутая, вакуумной атмосфере (это новое качество Томаса-поэта) присуща некая идиллия, но нельзя не почувствовать, что сама эта идиллия - форма поэтического вызова разрушительным силам современного мира. Пьеса полностью прозвучала на английском радио лишь в 1954 г., уже после смерти писателя, а до этого в США он читал ее вслух С мая 1953 г. в городке Кембридж (шт. Массачусетс), где ее восприняли как шедевр. Следует сказать и о невероятную популярность Томаса в Америке. Впервые он оказался за океаном в 1950 г. (впоследствии там побывал еще трижды - в 1952 и дважды в 1953 г.) на приглашение Центра поэзии в Нью-Йорке. Он объездил всю страну, имел большой авторитет в университетских кругах и студенческой среде. Для американской молодежи поэт вообще стал культовой фигурой.

Поэт умер в Нью-Йорке 9 ноября 1953 г. В медицинском заключении было указано: острое воспаление легких, осложнение на почве хронического алкоголизма, влияние дозы наркотических веществ.

На русском языке отдельные стихотворения Томаса перевел М. Москаленко.



Ю. Комов