ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ТИРТА

(первая пол. VII в. до н. э.)

ТИРТА - творчество писателя

ТИРТА (Tyrtaios - первая пол. VII в. до н. э.) - древнегреческий поэт.

Данные о жизни этого выдающегося элегического поэта довольно противоречивые. Еще с античных времен дошла легенда, что он был афинским гражданином и происходил из дома Афідна. Спарта на это время вела Мессенську войну, но победить врага не могла. По совету дельфийского оракула будто спартанцы обратились к Афинам с просьбой назначить для спартанского войска полководца. Афинские граждане, которые не очень любили спартанцев за их склонность к монархии, решили с ним поглумиться и выделили им хромого учителя и поэта Тіртея. А то в первом же бою наголову разбил войско мессенців. И навсегда остался жить в Спарте.

Однако эта легенда маловероятна, поскольку спартанцы никогда бы не назначили иностранца, да еще и с физическим недостатком, своим полководцем - это им запрещал закон. Поводом утверждение о афинское происхождение Тіртея было совпадение двух географических названий: город Афідна было и в Аттике, и в Лаконіці. Да и афинянам, пожалуй, слишком уж хотелось присоединить к блестящей плеяде своих поэтов и талантливого Тіртея, тем более, что Спарта вообще их не имела - искусство в ней было запрещено. Более вероятным все же кажется предание о спартанское происхождение Тіртея. Это подтверждают значительной степени и его стихи - все они насыщены идеологией сурового воина-спартанца. Поэт постоянно прославляет мужество и верность высокому обязательные спартанского воина, призывает его к бою.

Наконец, вопрос о происхождении этого поэта не такое уж и важное. Пусть там как, Тирта предстает автором талантливых элегий, которые способствовали победе спартанского войска над врагом. Перед тем, как идти в бой, он написал для спартанских воинов глубоко патриотическую элегию, которую они и спели, отправившись в решающую битву. И эта песня так зажгла их сердца, что они в едином неудержимом порыве моментально сломали сопротивление противника.

В своих маршевых песнях - ембатеріях - Тирта создает образ идеального воина, который считает за высшее счастье умереть в бою за отчизну:

Хорошо умирать тому,

кто, защищая родную страну,

Среди храбрых бойцов

падает в первых рядах.

(Здесь и далее пер. Г. Кочура)

Однако горечь и осуждение звучат в стихах поэта, когда он говорит о тех, кто опозорил себя в бою и сбежал, потому что тем самым обрек себя и свою семью на позор и изгнание:

Беда и нищета тяжелые будут гнать везде беглеца.

Он опозорит свой род

и бесчестием лицо себе укроет,

Горе и презрение за ним пойдут всюду следом.

Идея преимущества честной смерти воина в бою над безслав'ям труса становится главной в ряде элегий Т. Он неоднократно повторяет мысль о необходимости юным воинам воспитывать в себе не только смелость, но и даже презрение к смерти:

А юноши, в рядах

держитесь вместе среди боя,

Не бегите никто,

страхом души не скверніть.

Духом могучим и мужественным

вы грудь свои загартуйте,

Пусть жизнелюбивых между вас

совсем не будет в бою.

Несколько элегий объединенные названием «Советы», в них поэт, как и Гесиод, дает ряд наставлений. Но если Гесиод наставлял Перса и рассказывал о мирный труд крестьянина, то Тирта учит искусству боя. Тирта часто напоминает о славе героев, мертвых и живых, которые должны стать образцом для других. Поэт считает, что только воинская доблесть в бою оставляет человеку «добрую память, делает ее достойной славы и чести». И как бы быстро человек бегала на спортивных соревнованиях или одерживала победу в борьбе или кулачном бою, какой бы красивой, «до Тифона подобной», была, как бы пыталась «богатством своим Мида с Кініром затьмить», всего этого для спартанца мало:

Ведь не будет никто

доблестным мужем в войне,

В случае не будет отважно

стоять в битве кровавой.

То, рвучись вперед,

с врагом вступит в бой:

Эта лишь доблесть

и этот лишь подвиг для каждого мужа

Лучше и прекрасней всех!..

(Пер. Н. Пащенко)

Как свидетельствуют фрагменты элегий Тіртея, что не касаются военной темы, поэт участвовал в государственной жизни Спарты, порой в них звучат и политические мотивы. Эти элегии имеют общее название «Благозаконність» и касаются различных проблем спартанской действительности, в частности утверждают справедливость установленных в Спарте законов.

Элегии поэта имели характерную композицию: определена в начале тема получала свое дальнейшее развитие, а заканчивалась призывом. Простые для восприятия, выразительные по лексикой, лаконичные и сдержанные элегии Тіртея соответствовали суровому и мужественному содержанию воплощенных в них мыслей.

Популярность Тіртея в Древней Греции была огромной, его елегіями увлекались повсеместно (кроме Аттики и Крита), а поколение спартанцев всегда исполняли его песни и даже устраивали песенные соревнования.

На украинском языке произведения Тіртея переводили Г. Кочур и А. Содомора.



В. Пащенко, Н. Пащенко