«Я той силы часть, что делает лишь добро, желая лишь злого» (Гете "Фауст")
На протяжении всей своей истории человечество пыталось понять окружающий мир, объяснить природные явления и сущность бытия. Достаточно вспомнить библейский рассказ о Еве, которая вкусила яблока с дерева познания, труда алхимиков эпохи Возрождения, направленные на изобретение «философского камня», с помощью которого можно будет превратить металл в золото и получить «эликсир жизни», что возвращает молодость и здоровье.
Но именно в эпоху Возрождения человек проникся верой в свое всемогущество, что вызвало новый взрыв церковной диктатуры и вылилось в костры инквизиции, направленных на проявление и уничтожение демонов. Тогда появилось множество легенд о сделке человека с нечистым, среди которых и легенда о докторе Георгия Фауста, которая во множестве переводов стала духовно родным всей Европе.
Но Фауст был героем именно для Гете, потому что жил в нем в течение шестидесяти лет. За эту трагедию, которая стала символом всей жизни писателя, Гете брался в предсмертные минуты: во время тяжелой болезни в девятнадцать лет, после болезни и кратковременной слепоты на пятьдесят первом году и на семьдесят пятом, когда боялся, что не успеет завершить рукопись. Возможно, поэтому конец трагедии и стал своеобраВНОй исповедью поэта перед жизнью. Ведь гений Гете был признан при жизни, поэтому для него «целью жизни является сама жизнь». И вот именно этой жизни он подводит фаустівський вывод: «Не может вечность поглотить мои дела, мои труды». А поскольку Фаут жил в поэту, то он и менялся вместе с Гете. Девятнадцатилетний поэт передал своему герою тревоги собственной юной души и определил его в личном лирико-драматическом плане. Можно даже рассматривать как произведение автобиографическое, потому что в нем отразилась духовная эволюция автора. Герой Гете прошел одинокий путь, хотя стремился полноты жизни. Но всю жизнь за ним шла тень Мефистофеля, как его внутренний голос, как его второе «я»:
У меня в груди две души живут,
Между себя крайне непохожие и враждебные.
Одна впилась жадливо в мир земной
И роскошествует в нем в любовной неге,
А вторая рвется в тоске огневой
У неба родные высочества.
И тут появляется Мефистофель как посланник духа земли. Собственно, второе «я» Фауста становится зримым. Мефистофель олицетворяет все порывы Фауста, его стремление к полноте жизни. Фауст готов отдать душу за эту полноту, за то, чтобы произнести: «Остановись, мгновение! Прекрасна ты!». Но именно Мефистофель является олицетворением всего зла, которое живет в Фаусте. Итак, когда Фауст живет порывом,- он с Мефистофелем заодно, а когда его осаждают совести,- он расходится с Мефистофелем, как с чем-то безобразным и позорным. Ґетівський Мефистофель всегда разный, противоречивый, привлекательный, то отталкивающий.
Даже индивидуализм Фауста лелеют мефістофельськими методами. Сначала это проявляется в любви (гибель обманутой Маргариты, мистическое любовь античной Гелены), а впоследствии - в господстве (смерть стариков Филемона и Бавкіди, которые охраняли свой колокол). Мефистофель, для которого цель оправдывает средства, готов все вырвать с корнями - в этом его суть. Собственно говоря, Фауст преодолел духа отрицания и неверия творческой работой, в которой Мефистофель не видит смысла, считая победу за собой. Для Мефистофеля вся мера жизни человека в том, чтобы поставить на ее душе печать. В борьбе за душу человека Мефистофель предстает беспокойным и растерянным. А сцена его исступленной борьбы с розами полна иронии и глубокого смысла, ведь, забыв уже о душе Фауста, он выражает собственные неизвестные чувства к ангелам:
И чем-то чужим душа моя обнята: Мне к мысли те любесенькі ребята, И их клясть не имею уже сил...
Итак, второе «я» Фауста, которое олицетворяло желание злого, побеждено силой добра, жаждой творчества и бессмертия человеческой мысли. И человечество живет фаустівською верой в человека: «Следует моих дней земной жизни не канет в веках».
|
|