ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ШЕРИДАН, Ричард Брінслі

(1751 - 1816)

ШЕРИДАН, Ричард Брінслі - творчество писателя

ШЕРИДАН, Ричард Брінслі (Sheridan, Richard Brinsley - 30.10.1751, Дублин - 07.07. 1816, Лондон) - английский драматург.

Изучал юриспруденцию. Отец Шеридана был актером, мать - писательницей.

С 1776 до 1809 г. Шеридан руководил театром Друри-Лейн. В 1780-1812 гг. был членом парламента. Занимал должность казначея адмиралтейства, представлял радикальную группу партии віґів. В жизни Шеридана было немало приключений, он снискал славу драматурга, политического оратора, но всенародное признание в конце жизни изменилось почти полным забвением. Умер Шеридан в нищете, похоронен в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства.

В творчестве Шеридана получила развития «веселая комедия», которая приблизила английскую драматургию к реалистической. В общем комедия прославленного писателя завершила этап развития просветительской комедии нравов в английской литературе. В свое время чрезвычайно популярными были пьесы Шеридана: «Соперники» («The Rivals», 1775), «Дуэнья» («The Duenna», 1775), «День святого Патрика» («St. patrick's Day», 1775), «Поездка в Скарборо» («A Trip to Scarborough», 1777), «Школа злословия» («The School for Scandal», 1777), «Критик» («Vat Critic», 1779), «Лізарро» (1779). Шеридан также писал стихи, сонеты, часть которых вошла в его пьес.

Шеридан пришел в театр после бракосочетания с певицей Элизабет Линли. История этого брака полна легенд и слухов, ведь юный Шеридан познакомился с будущей невестой в курортном городке Бат, дрался за нее на дуэли, поссорился с отцом. События личной жизни Шеридан взял за основу во время написания своей первой комедии «Соперники». Несмотря на простой сюжет, пьеса имела изрядную сатирическую силу, направленную против сентиментальной драматургии. В предисловии к комедии Шеридан сразу же задекларировал свои требования к этому жанру: необходимость легкой и непринужденной фантазии, смеха, что скрывает сатиру, а также «остроты слов». Однако драматург никогда специально не писал теоретических исследований о комедіографію. О его взглядах на жанр мы узнаем из прологів до пьес и из комедии «Критик». В ней, в частности, указывается на необходимость в пьесе напряженной интриги и отклика на современные жизненные проблемы. По мнению драматурга, излишняя сентиментальность нарушает естественность действия и характеров главных персонажей.

Уже в первых произведениях Шеридана оказались определяющие особенности его комедий - остроумие, мастерство интриги, принцип контраста в основе действия и характеров, двоплановість композиции, живой английский юмор.

В ранних комедиях Шеридан выражает прогрессивные взгляды на семью и воспитание. Он - противник всего лицемерного, неестественного в поведении людей, не соглашается с бесправностью молодежи в семье. Не случайно в «Соперниках», и особенно в «Дуэньи», он сосредоточивает внимание на нравственных проблемах своего времени. Мы не только смеемся над невежеством миссис Малапроп, которая извращает значение многих слов, но и узнаем о круге тех книг, которые должна была прочитать каждая молоденькая англичанка. Так, Лидия Ленгвіш прячет от тети «Переґріна Пікля», «Овидию», «Родерика Рэндома», «Слезы чувствительности», оставляя на видном месте только «Нравственный долг человека», «Поучения миссис Шапон», «Проповедь Фордайса» и «Письма Честерфилда». А в «Дуэньи» Шеридан обращает внимание на новое явление в жизни английского общества: сочетание аристократии и буржуазии (брачный контракт, который хочет заключить дон Жером, выдав дочь за гендляра Мендозу). Причем Шеридан замечает, что дон Жером свое время женился не по любви, а соблазнившись богатым приданым. В стилизованной комедии драматург остроумно решает проблемы своей страны.

В поздних комедиях, как, например, в «Путешествии в Скарборо», Шеридан глубже исследует конфликт денег и нравственности человека в обществе. Сюжетной основой этой пьесы послужила фабула «Неисправимого» Д. Ванбру. Конфликт разворачивается вокруг приданого невесты. Автор сталкивает двух братьев - лорда Фоппінгтона и Тома Фешона. Мотив двух братьев-соперников станет также ведущим организационным стержнем в «Школе злословия». Образы персонажей в «Путешествии в Скарборо» еще напоминают персонажей комедии эпохи Реставрации: Том Фешон - ловкий плут, который ловко обманывает своего брата и не имеет никаких моральных принципов; олицетворением глупости и франтуватості выступает лорд Фоппінгтон, которому деньги обеспечили авторитет и положение в обществе. Именно в этой пьесе Шеридан вплотную приблизился к созданию социальной комедии.

Всемирную славу Шерідану принесла «Школа злословия». По форме она напоминает комедию классицизма, а ее центральный персонаж Джозеф Серфес - Тартюфа. Однако не только лицемерие и ханжество определяют этот характер. На отмытую от Мольера, Шеридан трактует образ Джозефа как результат уже сложившихся отношений в обществе XVIII в. Реалистический характер отражает сложившуюся систему моральных ценностей. Характеры всех персонажей проявляются в реальных поступках. Связями общественного и личного обусловлена поведение героев комедии в целом. При этом углубляется комизм отдельных образов. Так, при раскрытии характера Джозефа драматург использует не только традиционный прием контраста между видимостью и сущностью явления, а и прием «разложение явления изнутри». Образ Джозефа имеет двойную структуру, которая вобрала в себя все раВНОобразие отношений в современном драматургу обществе. Джозеф предстает как многоликая «маска». Несколько иначе построен характер леди Сніруел. В юности ее обидели злословием, поэтому теперь она так же злобно относится к другим людям. В своем широму злословии леди Сніруел приближается к драматического персонажа. Типичность характеров подчеркивает второй план - социальный фон, изображено в комедии через второстепенные сцены, когда зрители могли следить за тем, как портятся репутации в «школе злословия» в салоне леди Сніруел.

В комедии Шеридан выразительно очерченный объект сатиры - конкретное общество и конкретное социальное явление - сквернословие. Авторская позиция выражена в «Посвящении» пьесы, где Шеридан бросает вызов сплетникам. Драматург пытается противопоставить миру зла «живое существо», которую даже сплетники вынуждены были бы признать. Таким «живым существом» вполне может быть образ Чарлза Серфеса, младшего брата Джозефа. Чарлз не признает ханжества, зависти, сплетен и открыто выступает против них. В среде леди Серфес также опасаются «чистой душой и сердцем» Мари, но, чтобы говорить о ней как о «живом существе», надо иметь полное представление о ее характере, зато Шеридан оставил его без развития.

Не оставляет драматург вниманием и проблем семьи, показывая на примере супругов Тізл, как пагубно сказалось увлечение злословием на леди Тізл, которая чуть не стала жертвой Джозефа. В общем комедия пронизана утонченным сарказмом Ш. в отношении светских обычаев и их адептов. Это заметно даже в фамилиях персонажей, которые в русском переводе означают «змея», «насмешница», «поверхностный» и т. д.

В 1780 г. Шеридан оставил театр и увлекся политической карьерой. Он прославился своими пламенными речами во время процесса по делу В. Гастінґса, наместника Британии в Ост-Индии. Шеридан открыто осудил колониальную политику Англии. Настроения этой речи впоследствии приобретут отражение в его выступлениях на защиту Французской революции 1789-1793 гг. и против захватнической политики Наполеона. Они будут играть важную роль и в единой трагедии Шеридана «Пизарро» (переработка пьесы А. Коцебу «Испанцы в Перу»). Шеридана-политика весьма уважал Дж. Н. Г. Байрон, который дружил с ним в последние годы жизни драматурга. Именно к Шеридана молодой поэт пришел после своего выступления в парламенте в защиту луддитов (1812).



H. Ерофеева