Содержание названия драматического произведения Ибсена «Кукольный дом»
Г. Ибсен стал для своих современников обладателем мыслей, создав проблемный театр, в котором прошли проверку почти все идеи и темы ХІХ века. Знаменитый реформатор театра впервые ввел новый жанр синтетической пьесы. Ее особенность заключается в том, что в ней сочетаются трагедия и комедия. Это сочетание придает произведению Ибсена «Кукольный дом» такого странного оттенка, что эта пьеса поражает не одного ее читателя и зрителя. Автор сумел изобразить и подать нам в непринужденной, почти комедийной форме чрезвычайно острую проблему, через которую, возможно, разбилась не одна мечта и разрушилось не одну жизнь. В центре пьесы - трагедия семьи Хельмерів: Норы и Торвальда. Они прожили вместе восемь лет, у них трое детей, уютный дом, в котором царит благополучие. Нора горячо преданная своему мужу и детям. Чего, казалось бы, еще нужно для счастья этой семьи?
Но это на первый взгляд. Если мы прислушиваемся к пьесе сердцем, то увидим с самого начала произведения уместно подчеркнутую автором какую-то искусственность в этом доме: «Между печкой и дверью столик. Скатерка с фарфоровыми и другими безделушками, книжный шкафчик с книгами в роскошных обложках». Частое использование пестливої формы заставляет задуматься: не хорошо жизнь этой семьи, а что-то другое хочет подчеркнуть автор. Нора с детства мечтала об идеальной семье, для которой она могла бы создавать уют. Эти мечты напоминают детские игры с куклами - там все такое же опрятное и уютное. Такой куклой была сама Нора, сначала для своего отца, а потом для Торвальда. Такими куклами стали ее дети, с которыми теперь играет сама Нора.
Торвальд также мечтал о счастливой семье, но видел ее немного под другим углом. Он воспринимал Нору не как самодостаточную личность, а как неотъемлемую составляющую его спокойной семейной жизни. Для него она была его «куколкой», «белочкой», «пташечкою», но ничем большим. Итак, в этом доме не живут, а лишь играют в брак, в благополучии, в любви, и даже в человеческое достоинство и честь. Здесь нет ничего настоящего. Это дом кукол.
Нора, одолжив деньги и скрыв это от всех, оказывается в бездне одинокой борьбы с ужасом, совестью. Но все это ради любви. Она хотела спасти жизнь близкому человеку и никого не травмировать. Но Торвальд получает письма и проиВНОсит самую «справедливую» речь, в которой почему-то преобладает местоимение «мое»: «Ты разрушила все мое счастье, погубила все мое будущее», а когда долговое обязательство возвращается, мы снова слышим его слащавые слова: «...здесь я буду ласкать тебя, как загнанную горлышке, которую спас невредимой из когтей ястреба». Но наступает прозрение. И Нора хочет сбросить маскарадный костюм. Она не может больше жить в этом духовно пустом доме, и уходит, чтобы найти себя как человека. «Я думаю, что прежде всего я человек, так же как и ты - или, по крайней мере, должна стать человеком». Ибо только человек, а не игрушка имеет право на брак, воспитание детей.
Итак, в произведении «Кукольный дом» - изображен весь наш человеческий дом фальшивых ценностей, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота. Эта проблема и скрыта в самом названии произведения.
|
|