ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Содержание названия драматического произведения Ибсена «Кукольный дом»

Г. Ибсен стал для своих современников обладателем мыслей, создав проблемный театр, в котором прошли проверку почти все идеи и темы ХІХ века. Знаменитый реформатор театра впервые ввел новый жанр синтетической пьесы. Ее особенность заключается в том, что в ней сочетаются трагедия и комедия. Это сочетание придает произведению Ибсена «Кукольный дом» такого странного оттенка, что эта пьеса поражает не одного ее читателя и зрителя. Автор сумел изобразить и подать нам в непринужденной, почти комедийной форме чрезвычайно острую проблему, через которую, возможно, разбилась не одна мечта и разрушилось не одну жизнь. В центре пьесы - трагедия семьи Хельмерів: Норы и Торвальда. Они прожили вместе восемь лет, у них трое детей, уютный дом, в котором царит благополучие. Нора горячо преданная своему мужу и детям. Чего, казалось бы, еще нужно для счастья этой семьи?

Но это на первый взгляд. Если мы прислушиваемся к пьесе сердцем, то увидим с самого начала произведения уместно подчеркнутую автором какую-то искусственность в этом доме: «Между печкой и дверью столик. Скатерка с фарфоровыми и другими безделушками, книжный шкафчик с книгами в роскошных обложках». Частое использование пестливої формы заставляет задуматься: не хорошо жизнь этой семьи, а что-то другое хочет подчеркнуть автор. Нора с детства мечтала об идеальной семье, для которой она могла бы создавать уют. Эти мечты напоминают детские игры с куклами - там все такое же опрятное и уютное. Такой куклой была сама Нора, сначала для своего отца, а потом для Торвальда. Такими куклами стали ее дети, с которыми теперь играет сама Нора.

Торвальд также мечтал о счастливой семье, но видел ее немного под другим углом. Он воспринимал Нору не как самодостаточную личность, а как неотъемлемую составляющую его спокойной семейной жизни. Для него она была его «куколкой», «белочкой», «пташечкою», но ничем большим. Итак, в этом доме не живут, а лишь играют в брак, в благополучии, в любви, и даже в человеческое достоинство и честь. Здесь нет ничего настоящего. Это дом кукол.

Нора, одолжив деньги и скрыв это от всех, оказывается в бездне одинокой борьбы с ужасом, совестью. Но все это ради любви. Она хотела спасти жизнь близкому человеку и никого не травмировать. Но Торвальд получает письма и проиВНОсит самую «справедливую» речь, в которой почему-то преобладает местоимение «мое»: «Ты разрушила все мое счастье, погубила все мое будущее», а когда долговое обязательство возвращается, мы снова слышим его слащавые слова: «...здесь я буду ласкать тебя, как загнанную горлышке, которую спас невредимой из когтей ястреба». Но наступает прозрение. И Нора хочет сбросить маскарадный костюм. Она не может больше жить в этом духовно пустом доме, и уходит, чтобы найти себя как человека. «Я думаю, что прежде всего я человек, так же как и ты - или, по крайней мере, должна стать человеком». Ибо только человек, а не игрушка имеет право на брак, воспитание детей.

Итак, в произведении «Кукольный дом» - изображен весь наш человеческий дом фальшивых ценностей, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота. Эта проблема и скрыта в самом названии произведения.