ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

РЭДКЛИФФ, Энн

(1764 - 1823)

РЭДКЛИФФ, Энн - творчество писателя

РЭДКЛИФФ, Энн (Radcliff, Ann - 09.07.1764, Лондон - 07.02.1823, там же) - английская писательница.

В судьбе Рэдклифф (девичья фамилия Уорд (Ward), автора готических романов, много непонятного и непостижимого. Писательница создала только пять романов, а после громкого успеха «Итальянца» вообще отказалась от романной формы и в дальнейшем писала только увлекательные рассказы о весьма немногочисленные странствия, которые она когда-то совершила. Поселившись в курортном городке Бат, она уединилась и отстранилась от бомонда и литературных кругов. Даже многочисленные поклонники ее таланта не знали наверняка, она еще живет, или нет, здорова, а сошла с ума. Время, в течение которых вышли пять ее романов (1789-1798), были временем невероятной славы и популярности. После публикации ее первого романа «Замок Етліна и Данбейна» (1789) Г. стала яркой звездой на литературном небосклоне, а потом так же мгновенно исчезла, как и появилась - загадочно и таинственно, как это нередко случалось с ее персонажами.

Она родилась в весьма знаменательный год - 1764, когда увидела свет готическая повесть X. Волпола «Замок Отранто» - первая книга. которая получила известность, начав целое литературное направление и жанр. Готический роман стал колыбелью многих последующих жанров. Рэдклифф приняла своеобразную эстафету модного в то время вида литературы, который называли по-раВНОму - черным романом, романом ужасов, романом с напряженной драматической интригой. Семья Вордів была тесно связана с многими людьми весьма благородного происхождения, которые играли важную роль и в политике, и в религии, и в культурной жизни общества. Дядя писательницы, известный художник, рисовал для знаменитой фарфоровой фабрики Веджвуд. Однако мы вообще очень мало знаем о ее жизни, почти так же мало, как и о жизни ее любимого драматурга В. Шекспира, которым Рэдклифф увлекалась и у которого позаимствовала некоторые принципы драматического диалога.

По многочисленным свидетельствам современников, юность писательницы была очень одинокой. Рэдклифф росла среди людей преклонного возраста, не имея возможности общаться со сверстниками. Затем она взлелеяла в себе тягу к сверхъестественным феноменам, зачитывалась Шекспиром, Дж. Геем, Дж. Томсоном, Ж.Ж. Руссо, прекрасно знала литературу своей страны и считала XVIII века лучшим периодом в ее истории. Рэдклифф была крайне застенчивой и робкой, она мало говорила, зато прекрасно умела слушать других. Некоторые источники утверждают, что писательница была очень красивой женщиной, однако многие другие исследователи вообще ничего не упоминают о ее внешности и характере. Метеором вспыхнув на мрачном небосклоне готического черного романа, она быстро угасла. Став своеобразным знаменем целой школы, она вдруг перестала писать произведения в готическом стиле.

Существенное значение в жизни писательницы имел ее брак. Она вышла замуж за Уильяма Рэдклиффа, который вскоре стал издателем и владельцем влиятельного печатного органа. Молодожены обвенчались 1788 г. в Бате. Очевидно, Рэдклифф была счастлива со своим мужем, но о ее дальнейшей семейной жизни известно немного. Точно знаем, что Рэдклифф побывала в Голландии, Германии, Озерном крае, хотя она также невероятно увлекательно, наглядно и ярко воссоздает перед глазами читателя пейзажи южной Франции, горные пейзажи Апеннінів и Пиренеев, где нередко происходит действие ее романов.

Место Рэдклифф среди мастеров английского готического романа, который развивался в трех направлениях - историческом, сентиментальном и романе ужасов, также было весьма примечательным. Произведения Рэдклифф появились после популярных романов X. Волпола и К. Ров, но перед М.Г. Льюисом и М. Шелли, на которых Рэдклифф оказала существенное влияние, как, впрочем, и на всех романтиков - Дж. Китса и Дж.Н.Ґ. Байрона, В. Скотта и С.Т. Колріджа, Ч. Диккенса и сестер Бронте, преодолев таким образом границы своей эпохи и став предтечей викторианства хотя бы в том смысле, что придавала огромное значение семейно-этической и моральной проблематике. Судя по эпиграфов, которыми Рэдклифф инкрустировала свой роман «Удольфські тайны», можно предположить, что писательница любила сентиментальную литературу и готику ужасного. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, ведь эти два нурти тесно связаны между собой, поскольку лишь чувствительная душа способна по-настоящему оценить целесообраВНОсть ужасного.

Первым произведением Рэдклифф был роман «Замок Етліна и Данбейна» («The Castles of Athlin and Dunbayne»). Через год увидел свет «Сицилийский роман» («A Cicilian Romance», 1790). Однако настоящее признание Г. получила после выхода «Романа в лесу» («The Romance of the Forest», 1791) и «Удольфських тайн» («The Mysteries of Odolpho», 1794). А «Итальянец» («The Italian», 1797) до сих пор считается шедевром его творчества. Достижением писательницы можно считать удачное использование им приемов и художественных средств романа XVIII в. в определенной последовательности, логичности и системности, которые стали в ее творчестве признаками нового стиля. Психологическое состояние человека, особенности его эмоциональной жизни Рэдклифф исследовала в русле новейшей эстетической теории с ее категориями возвышенного, готического, ужасного, живописного. Не обязательно ужас и страх, которые нередко парализуют волю индивида, но стремление к новому, прекрасному, ожидание страшного и неизвестного, предчувствия любви, которые способствуют раскрытию внутреннего духовного подъема, привлекали внимание Рэдклифф. И хотя в ее характеристиках персонажей прослеживается связь с традицией Просвещения, но также отчетливо заметна новаторская тенденция, начатая Рэдклифф в создании демонического героя-злодея.

После того, как Рэдклифф пришла в литературу, роман претерпел существенных изменений романтического плана. Характеры подчиняются среде, которое необычайной пышностью и детальностью напоминает театральные декорации и имеет ярко выраженный национальный характер. В отличие от Г. Филдинга, Фр. де Берни и других писателей XVIII в., герои которых разыгрывали действие на пустой сцене, в прозе Рэдклифф чрезвычайно реально встает овеществленный мир. Каждый замок среди описанных в романе «Удольфські тайны» имеет свою топографию, свой интерьер и свою тайну. Колридж назвал это произведение «самым интересным романом среди всех, что когда-либо были написаны на английском языке». В. Скотт в своей книге «Жизнь романистов» писал, что Рэдклифф стала первой английском романісткою, «которая внедрила в художественную прозу прекрасный и фантастический тон искреннего описания и внятного рассказа, что до сих пор было привилегией исключительно поэзии». Особенно Скотт отмечал удачную интригу и удивительное знание характера. В английском готическом романе появляется герой-злодей, поведение и поступки которого служат полным и совершенным отражением той внутренней деятельности на разных уровнях сознания, которые не требовали от автора четкого логического определения и выражения.

Монтоні в «Удольфських тайнах» не просто злодей, который ради своих корыстных интересов обижает невинных жертв - сначала свою вторую жену, а потом ее племянницу Эмилию. В каждой новой сцене он проявляет себя по-другому. Даже одни и те же ловушки он ставит с блестящей ловкостью - не хуже от самых изобретательных злодеев из трагедий Шекспира. Например, он пытается (правда, безуспешно) заставить госпожа Монтоні, предварительно заперев ее в глухом уголке замка, подписать бумаги на владение ее наследством, но то же самое он предлагает сделать и Эмилии после смерти тети. Однако эти сцены очень отличаются по колориту, пафосом, драматизмом. В первом эпизоде Монтоні - злодей, который барахтается в паутине долгов и своего темного прошлого, во втором - раскрывается еще один аспект его натуры. Он - главарь кондотьєрів-разбойников, но его обращение с Эмилией изящнее и богаче на эмоции, которые он вызывает и чувствует сам. Монтоні находится в центре напряженной драматической интриги. После его появления интрига разворачивается по непредсказуемому плану, именно Монтоні, а не автор, своей волей и силой характера организует сюжет, формирует систему действующих лиц. Его появление и исчеВНОвение всегда связаны с темными, опасными делами, неблаговидными поступками, но они делают огромный вклад в напряженность интриги и способствуют виртуоВНОй драматизации самого рассказа, могут менять ее ритм, то ускоряя, то замедляя его, усиливать впечатление недосказанности, которая еще больше нагнетает атмосферу тревожного ожидания. Монтоні выглядит чрезвычайно эффектно в старинном венецианском палаццо, в казино, на маскараде, однако не менее отчетливо предстает он и в образе главаря кондотьєрів, который защищает свой мрачный замок, затерянный среди диких и неприступных скал.

Роман «Малієць» свидетельствует о совершенствовании техники психологической характеристики. Главный герой - злодей Скедоні - сложная и противоречивая натура. В его душе нет согласия: в основном он напыщенный и надменный, но иногда становится мягкой и склонной к сомнениям человеком. Кроме того, Скедоні, в отличие от Монтоні, тщательно обдумывает свои зловещие планы, заранее взвешивает собственные поступки и действия.

Чрезвычайно важным открытием Рэдклифф стало функционирование пейзажа в готическом романе. В произведениях Рэдклифф даже сам замок - классическое место действия готического романа - помогает охарактеризовать его владельца, а также способствует развитию интриги. Нередко среди всех изображенных в романе замков выделяется один - учитывая то, что именно он является символическим олицетворением злой аморального сознания человека, лабиринты мыслей и эмоций которой могут ввести читателя в заблуждение, но в то же время оживить его интерес, усилить драматизм повествования. Кроме того, замок и окружающей среды, которая его окружает, метафорически передают смысл оппозиции, в которой естественность и красота являются антиподами искусственности и общественного несовершенства.

Пейзажи, которые занимают значительное место во всех романах Рэдклифф, в символическом омуте передают деятельность ума и воображения, воспроизводят продвижения мысли героя от разумного рационального объяснения к выдумке и фантазии, когда они интерпретируются с теми ужасами и страхами, которые ими порождаются. Рэдклифф первой использовала в пейзаже освещения, озвучила его раВНОобразными звуками и шумами. Она часто привлекает внимание читателя до состояния воздуха, ветра, движения воды, бурления волн. Тишина, которая у романтиков будет иметь особое значение, ассоциируется у Рэдклифф с поэтическим воображением, которая фиксирует тончайшие оттенки и краски утра, дня, вечера, шум реки, ночи. Чрезвычайно тщательно писательница продумала и воспроизвела гармоничное сочетание великолепной природы и архитектурных сооружений. Итальянский пейзаж передает также дух готики - возникает ощущение меланхолии, благоговейного восхищения праздничным великолепием мира искусства, страх перед развалом и гибелью некогда великой цивилизации. Ночные сцены «Итальянца» убедительно украшенные механикой удивительного, непостижимого, таинственного. Почти всегда их сопровождает появление таинственного монаха, который неслышно передвигается и своей мрачной осанкой иногда предвещает беду и невзгоды.

Рэдклифф оказала огромное влияние на современников и потомков. М. Л. Льюис написал «Монаха», прочитав «Удольфськітаємниці». Творческое наследие Рэдклифф была источником вдохновения для многих других писателей: Дж. Остен, В. Коллинза, Ч. Диккенса, сестер Бронте, Ш. де Фаню, Г. Л. Стивенсона, А. Конан Дойля, Г. К. Честертона и др.



H. Соловьева